Покупателям


Эксплуатация насосов и насосных станций нефтебаз

Насосные агрегаты должны эксплуатироваться в строгом соответствии с производственными инструкциями.

Центробежные насосы

Перед пуском насосов необходимо:

■  убедиться, что вал насоса совместно с валом электродвигателя легко проворачивается;

■  проверить наличие смазки в масляных ваннах подшипников, сальниках и других трущихся деталях;

■  открыть задвижку на всасывающем трубопроводе и приоткрыть задвижку на напорном {низконапорные насосы допускается пускать при полностью открытой задвижке на стороне нагнетания);

■  произвести заливку насоса (самотеком, либо с помощью вакуум-насоса).

При пуске насосов необходимо соблюдать следующую последовательность операций:

■  включить насосы системы смазки, систему охлаждения, а затем электродвигатель;

■  после нескольких минут работы проконтролировать показания амперметра и температуру подшипников;

■  медленно открыть задвижку на напорном трубопроводе до достижения рабочего режима.

Во время работы насосной установки контролируют:

■  температуру и давление на линиях всасывания и нагнетания;

■  температуру и давление в системе смазки;

■  перепад давления на масляных фильтрах;

■  температуру подшипников.

При остановке насоса выполняют следующие операции:

■  медленно закрывают задвижку на напорном трубопроводе;

■  выключают электродвигатель;

■  закрывают задвижку на всасывающем трубопроводе;

■  выключают системы смазки и охлаждения.

Аварийная остановка насосного агрегата осуществляется:

■  при появлении посторонних шумов и стуков;

■  при внезапном прекращении подачи электроэнергии;

■  при повышенных утечках нефтепродукта на работающем агрегате;

■  при появлении дыма из подшипников, уплотнений, сальников в разделительной стене;

■  при сильной вибрации насосного агрегата, перегрева подшипников, пожаре и повышенной загазованности;

■  во всех случаях, создающих угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.

После аварийной остановки насосного агрегата необходимо выяснить причину неисправностей и до ее устранения не возобновлять работу насоса.

В процессе эксплуатации насосных агрегатов, наблюдается коррозионный износ их внутренней поверхности, возможно образование трещин и других дефектов.

Контроль технического состояния насосных агрегатов проводят по утвержденному графику в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей.

Толщину стенки корпуса насосов определяют, как правило, с помощью ультразвуковой дефектоскопии.

Характерные неисправности в работе центробежных насосов и способы их устранения

Неисправность

Причина неисправности

Способ устранения

Насос заметно снижает подачу

Понижение напряжения в сети

Проход во всасывающем трубопроводе недостаточен вследствие:

—  засорения приемного клапана, сетки, всасывающих труб, фильтров и др.;

—   засорения полости насоса осевого сдвига колес, перекрытия прохода в улитку или в направляющий аппарат центробежного насоса:

—   случайного перекрытия всасывающей задвижки;

—  замерзания всасывающих труб или внутренней полости насоса;

—  уменьшения частоты вращения;

—  просачивания воздуха во всасывающую трубу или в корпус насоса через сальник Увеличение сопротивления в напорном трубопроводе вследствие:

неполного открытия задвижек;

—  засорения трубопровода или замерзания в нем жидкости;

—  увеличения высоты всасывания;

—   засорения полостей рабочих колес;механических повреждений (износ уплотняющих колец, повреждение рабочих колец

По возможности повысить напряжение в сети. Увеличить частоту вращения двигателя (при постоянном токе регулировкой реостата)

Прочистить и отремонтировать.

Проверить двигатель и устранить неисправности. Проверить трубопровод и устранить неплотности, подтянуть или заменить набивки сальников

Проверить открытие всех задвижек.

Прочистить трубопровод.

Проверить чистоту фильтра и всасывающей трубы.

 

 

Разобрать насос и прочистить полости рабочих колес.

Сменить неисправные детали

Насос создает

недостаточный

вакуум

Подсос воздуха через неплотности всасывающего трубопровода или корпуса насоса.

Неравномерный износ вала в месте прохода его через сальник.

Разъедание всасывающей крышки и поступление жидкости из нагнетательной полости во всасывающую

Сменить прокладки, подтянуть фланцевые соединения, заменить сальниковые набивки или затянуть сальники.

Обточить вал и заменить сальник, заменить вал. Срочно сменить или отремонтировать крышку

Электронасос расходует чрезмерно много электроэнергии

Срабатывание разгрузочной пяты, трение лопастных колес об уплотнительные кольца. Перекачиваемая жидкость содержит много механических примесей.

Происходит засорение внутренней полости насоса и трущихся частей

Установить новые кольца на разгрузочную пяту

Проточить вал и подшипники Установить фильтры

После пуска насос не засасывает жидкость (нет подачи).

После пуска насос не засасывает жидкость (нег подачи)

Недостаточно тщательно произведена заливка всасывающей линии и корпуса насоса перед пуском центробежного насоса.

Имеется неплотность в приемном клапане. Имеются неплотности во всасывающем трубопроводе или сальниках насоса.

Неправильное направление вращения колес или недостаточная частота вращения.

Напор выше расчетного.

Велика высота всасывания.

Наличие воздуха или газа в корпусе насоса.

Закупорка трубки гидравлического уплотнения сальника.

Засорение сетки фильтра

Остановить насос и повторно запить всасывающую линию и корпус насоса.

Проверить клапаны, устранить неплотности. Осмотреть трубопровод и сальники, устранить неплотности.

Проверить правильность вращения двигателя.

Проверить расчеты, осмотреть напорный трубопровод.

Проверить по вакуумметру и осмотреть всасывающий трубопровод.

Открыть продувной краник, выпустить газ или воздух и снова залить корпус насоса. Осмотреть и прочистить трубку.

Осмотреть и прочистить фильтр

Насос, работавший нормально, перестает

Обнажился приемный клапан, и во всасывающую трубу попал воздух

Переключить насос на работу из другого резервуара

Насос не развивает полного напора

Сильное изнашивание лопастных колес и уплотнительных колец

Заменить уплотнительные кольца и отремонтировать насос

Насос не развивает полного напора

Сильное изнашивание лопастных колес и уплотнительных колец

Заменить уплотнительные кольца и отремонтировать насос

Нагрев корпуса насоса

Насос длительное время (1—2 ч) работал при закрытой задвижке

Остановить насос, залить его и снова включить

Нагрев сальников насоса

Сальниковые буксы сильно затянуты, и сальник имеет перекос

Отпустить гайки сальника, если требуется заменить набивку

Нагрев гидравлической пяты

Кран на трубке, отводящей жидкость из коробки пяты, закрыт или засорена сама трубка

Открыть кран, отрегулировать спуск жидкости, прочистить трубки

Нагрев подшипника

Загрязнение смазки

Недостаточное количество смазки в подшипниках. Смазка вытекает из подшипников

Спустить грязную смазку, промыть подшипник керосином и залить чистой смазкой.

Добавить смазку по маслоуказателю.

Устранить течь

Насос плохо всасывает жидкость

Смазочные кольца не вращаются вследствие заедания или выбегания кольца из гнезд.

Засорение сетки всасывающего клапана или частичное обледенение клапана.

Условия всасывания не обеспечивают нормальной работы (большие потери на трение, высокая упругость паров нефтепродуктов).

Плохая герметизация всасывающей линии. Случайное прикрытие или неисправность всасывающей задвижки

Устранить неисправности, проверить и, если требуется, сменить смазку.

Прочистить сетку.

Изменить высоту установки насоса, заменить частично или полностью всасывающую трубу.

Заменить прокладки.

Открыть полностью задвижку или отремонтировать ее

Если применить методы неразрушающего контроля нет возможности» то для определения толщины стенки в местах износа выполняют контрольные засверловки сверлом диаметром 1,5-2 мм.

Состояние вкладышей подшипников скольжения определяют после их тщательной промывки. На рабочей поверхности вкладышей не должно быть трещин, а ее износ не должен превышать 11 мм. Не допускается наличие раковин и выкрашивание более чем 25% поверхности подшипника.

Подшипники качения подлежат замене при выявлении хотя бы одного из следующих дефектов: трещин или выкрашивания металла на поверхностях качения, изменения цвета от возможного перегрева в любом месте подшипника, появления чешуйчатых отслоений, повреждений сепаратора» препятствующих качению.

Рабочие колеса подвержены интенсивному износу действием трения, эрозии, кавитационного разрушения и других факторов. В первую очередь изнашиваются лопатки рабочих колес, щелевые уплотнения, посадочные поверхности под вал. Трещины появляются, как правило, на лопатках и дисках рабочих колес. Рабочие колеса с трещинами, сквозными раковинами, износом внутренних поверхностей к дальнейшей эксплуатации не допускаются. После выполнения ремонтных работ (заварка трещин и раковин) рабочие колеса перед посадкой на вал статически балансируют и контролируют неперпендикулярноеть рабочих торцов ступицы, которая не должна превышать 0,02 мм.

Поршневые насосы

При их подготовке к пуску необходимо:

■  произвести внешний осмотр насоса на наличие видимых дефектов;

■  проверить наличие масла в системе смазки и при необходимости долить его;

■  проверить состояние сальниковых уплотнений и в случае износа сменить набивку;

■  открыть задвижки на всасывающем и нагнетательном трубопроводах;

■  проверить отсутствие заедания предохранительного клапана;

■  у насосов с паровым приводом открыть вентиль на паровыпускной трубе и краны, используемые для продувки паровых цилиндров.

Пуск поршневых насосов производится в следующей последовательности:

■  включают систему смазки;

■  запускают двигатель насоса.

Во время работы насоса контролируют показания измерительных приборов, работу системы смазки, плотность сальниковых и иных уплотнений, запас воздуха в воздушных колпаках.

Для остановки приводных насосов выключают привод, а прямодействующих — закрывают впускной вентиль для пара. После остановки закрывают задвижки на линиях всасывания и нагнетания, а также выключают систему смазки.

У прямодействующих насосов закрывают паровыпускной вентиль и открывают продувочные краны.

В заключение производят осмотр насоса и устраняют выявленные неисправности.

Характерные неисправности в работе поршневых насосов и способы их устранения

Неисправность

Причина

неисправности

Способ устранения

Приводные и прямодействующие насосы

Насос при пуске в ход не подает жидкость

Закрыта задвижка на всасывающей трубе. Засорен фильтр на всасывающей трубе или сама всасывающая труба.

Большой подсос воздуха через ненлотности в соединениях всасывающей трубы.

 

 

 

Слишком большая высота всасывания

Открыть задвижку.

Очистить фильтр или всасывающую трубу.

Тщательно проверить все соединения всасывающей части и устранить обнаруженные подсосы.

Уменьшить высоту всасывания и залить перекачиваемой жидкостью рабочие камеры насоса и всасывающую трубу

Количество подаваемой насосом жидкости мало и не соответствует расчетной подаче при данном числе ходов

Частично засорен фильтр на всасывающей трубе.

Клапаны насоса засорены или неисправны и пропускают жидкость.

У всасывающих клапанов слишком тугие пружины

Очистить фильтр и всасывающую трубу.

Вынуть и осмотреть клапаны, очистить их, проверить плотность прилегания тарелок клапанов к седлам, пришедшие в негодность клапаны заменить новыми. Уменьшить напряжение пружин всасывающих клапанов или Заменить пружины более слабыми

Пропуск жидкости в соединени_ ях напорных полостей гидравлической части или через сальники

Неисправные уплотнения гидравлических поршней.

Неисправны прокладки или другие уплотняющие устройства соединений

Осмотреть поршни, неисправные детали заменить новыми.

Заменить неисправные прокладки новыми, подтянуть гайки шпилек или болтов, соединяющих детали уплотняющих устройств

Ненормальный шум или стук в гидравлической части:

—  резкий стук при посадке клапанов;

—  стук при перемещении поршней

Набивка слабо затянута (уплотнена) или пришла в негодность.

Ослабли или сломались пружины клапанов.

Ослабло крепление поршня (плунжера) на штоке

Подтянуть сальники, заменить изношенную набивку новой.

Осмотреть клапаны, увеличить натяжение пружин или заменить их новыми. Осмотреть крепление, подтянуть соответствующие гайки и поставить предусмотренные конструкцией шплинты или гаечные замки

Глухие удары в цилиндрах, сопровождающиеся иногда сотрясением корпуса

Недостаточное заполнение цилиндров жидкостью вследствие подсосов воздуха или чрезмерного сопротивления на всасывании

Уменьшить по возможности высоту всасывания, устранить подсосы воздуха, проверить, полностью ли открыта задвижка и не засорен ли  фильтр на всасывающей трубе, свободно ли поднимаются всасывающие

Чрезмерный нагрев штоков

Сильно затянуты сальники штоков

Ослабить крепление сальников

Приводные насосы

Стук в приводной части при перемене хода гторшня

Ослабло соединение штока с крейцкопфом.

Разработались втулки крейцкопфных головок шатунов

Осмотреть соединение, закрепить контргайкой шток с крейцкопфом Осмотреть втулки, непригодные заменить новыми

Стук в мотылевых головках шатунов

Значительный люфт в подшипниках

Осмотреть головки шатунов и уменьшить люфт

Сильные удары коренного вала

Значительный люфт в подшипниках. Ослабла затяжка гаек на шпильках, крепящих крышки подшипников вала

Уменьшить люфт в подшипниках.

Подтянуть и закрепить контргайкой крышки

Чрезмерный нагрев крейцкопфов или пальцев крейцкопфов

Недостаточное поступление масла к трущимся поверхностям

Проверить и очистить все проходы для масла

Сильный нагрев подшипников

Масло загрязнено или недостаточна его вязкость.

Недостаточное поступление масла к подшипникам. Подшипники сильно зажаты

Сменить масло, предварительно очистив и промыв масляную ванну. Обеспечить нормальное поступление масла.

Отрегулировать крепление подшипников на минимальный люфт

Прямодействующие насосы

При открытом паровпускном вентиле и нормальном давлении пара в золотниковой коробке насос не может быть пущен в ход

Закрыта задвижка на запорной трубе.

Закрыт вентиль на

паровпускной

трубе.

Сильно затянуты сальники штоков (давление пара не может преодолеть трение в сальниках

Открыть задвижку, предварительно прикрыв паровпускной вентиль во избежание рывка при внезапном увеличении числа ходов поршня Открыть вентиль так же, как и задвижку.

Закрыть паровпускной вентиль, осмотреть сальники, ослабить их крепление (затяжку), передвинуть при помощи рычага поршни насоса и, убедившись в их свободном движении, вновь включить насос

Количество подаваемой насосом жидкости недостаточно и не соответствует расчетной подаче при данном числе ходов

Длина хода поршня меньше нормальной вследствие неправильного регулирования парораспределительного механизма

Отрегулировать парораспределительный механизм, в двухцилиндровых насосах приоткрыть буферные вентили

Ненормальный шум при пуске насоса:

—   удары поршней о днище или крышку в паровых цилиндрах;

—  щелканье в паровых цилиндрах, скрип в паровой части или парораспределительном механизме

Длина хода поршня больше нормальной.

Скопление конденсата в паровых цилиндрах. Недостаточная смазка парового цилиндра, золотников и шарниров парораспределительного механизма или перекос и заедание деталей механизма

Отрегулировать парораспределительный механизм, установить нормальную длину хода, в двухцилиндровых насосах приоткрыть буферные вентили.

Открыть краны и продуть паровые цилиндры. Проверить работу лубрикаторов и отрегулировать подачу масла, смазать все шарниры, осмотреть парораспределительный механизм, устранить все перекосы и заедания

Чрезмерный нагрев деталей парораспределительного механизма во время работы

Недостаточная смазка шарниров механизма. Перекосы в механизме

Смазать шарниры.

Осмотреть механизм и устранить перекосы

При эксплуатации поршневых насосов контролируют состояние цилиндров, поршней, поршневых колец, штоков, плунжеров, а также масла в системе смазки.

У цилиндров (цилиндровых втулок) осуществляют контроль износа рабочей поверхности. Контроль состояния поршня сводится к выявлению на его поверхности задиров, забоин, заусенцев. Кроме того, замеряют износ поршня, который должен составлять не более 0,8-1,1% от его диаметра. На поверхности поршневых колец не должно быть трещин; при значительном неравномерном износе, эллипсности, потере упругости они подлежат замене. На рабочих поверхностях штоков и плунжеров не допускаются риски глубиной более 0,5 мм. Их эллипсность не должна быть более 0,15-0,20 мм. Несоосность цилиндра и направляющей штока допускается в пределах 0,01 мм.

Анализ масла проводят не реже одного раза в 2 месяца. При несоответствии результатов анализа показателям, предусмотренным инструкцией, масло заменяют. Одновременно с этим производят промывку маслобака и фильтрующих сеток.

Техническим специалистам