Покупателям


Классификация коррозионных процессов

Коррозия металлов — это процесс, вызывающий разрушение металла или изменение его свойств в результате химического либо электрохимического воздействия окружающей среды.

В условиях нефтебаз и АЗС преобладает электрохимическая коррозия — окисление металлов в электропроводных средах, сопровождающееся образованием электрического тока. Разновидностями электрохимической коррозии являются коррозия в электролитах, почвенная, электрокоррозия, атмосферная, биои контактная коррозия.

Электролитами называют жидкие среды, проводящие электрический ток (вода, растворы кислот, щелочей, солей). При контакте трубопроводов и резервуаров с грунтом особо выделяют почвенный электролит — влагу, содержащуюся в почве. Электрокоррозия имеет место в результате проникновения на сооружение токов утечки с рельсов электрифицированного транспорта или других промышленных электроустановок.

Атмосферная коррозия протекает в среде влажного воздуха. Биокоррозия вызвана жизнедеятельностью микроорганизмов, вырабатывающих вещества, ускоряющие коррозионные процессы. Контактная коррозия протекает при непосредственном контакте двух различных металлов в присутствии воды.

При транспортировке и хранении нефтепродуктов имеют место преимущественно атмосферная и почвенная коррозии, а также коррозия в электролитах.

Процесс коррозии начинается с поверхности металлического сооружения и распространяется в глубь него. По результатам осмотра поверхности сооружения можно судить об интенсивности и характере коррозионного разрушения конструкции. 
image223
Основные виды коррозионных повреждений

Различают сплошную и местную коррозию. В первом случае продуктами коррозии покрыта вся поверхность, находящаяся в контакте с коррозионной средой.

Сплошная коррозия может быть равномерной — протекающей с одинаковой скоростью по всей поверхности, и неравномерной — протекающей с неодинаковой скоростью на различных участках поверхности металла (например, коррозия углеродистой стали в морской воде).

Местная коррозия — это окисление металла на отдельных участках металлической поверхности. Она может быть следующих видов:

■  пятнами (глубина повреждения много меньше его диаметра);

■  язвенная (глубина повреждения примерно равна его диаметру);

■  точечная (глубина повреждения много больше его диаметра);

■ подповерхностная (коррозионный процесс идет под слоем неповрежденного металла);

■ структурно-избирательная (разрушается какой-то один компонент сплава);

■ межкристаллитная (коррозионное разрушение имеет место на границе между кристаллами);

■ коррозионное растрескивание (коррозионно-механическое воздействие приводит к образованию трещин в металле).

Очевидно, что местная коррозия более опасна, чем сплошная.

В зависимости от вида коррозии ее скорость оценивают по-разному. Так, скорость сплошной равномерной коррозии определяют по потере металла за единицу времени с единицы поверхности. Скорость язвенной, точечной, межкристаллитной коррозии характеризуют увеличением глубины коррозионного повреждения в единицу времени. Показателем скорости структурно-избирательной коррозии является изменение прочности металла (например, временного сопротивления) в единицу времени.
Техническим специалистам