Покупателям


Классификация потерь нефтепродуктов и пути их сокращения

Все виды потерь нефтепродуктов, которые имеют место при эксплуатации нефтехранилищ и АЗС, можно разделить на две группы: по причинам возникновения и по характеру.

По причинам возникновения различают потери эксплуатационные и аварийные. Эксплуатационные потери имеют место из-за несовершенства применяемых технологий и из-за ошибок персонала. Например, налив цистерн открытой струей приводит к бблыпим потерям бензина, чем налив под уровень. Поэтому изменение способа налива цистерн с первого на второй позволит уменьшить потери. Сокращению потерь вследствие ошибок персонала способствуют его высокая квалификация и высокий уровень производственной дисциплины.

Причинами аварийных потерь нефтепродуктов являются:

1)   техногенные повреждения трубопроводов, резервуаров, оборудования и транспортных средств;

2)   нарушение правил их технической эксплуатации;

3)   исчерпание прочностного ресурса;

4)   стихийные бедствия.

Сокращения таких видов потерь можно достичь, соблюдая правила производства работ на территории нефтебаз и АЗС, правила технической эксплуатации трубопроводов, резервуаров, оборудования и транспортных средств, осуществляя их своевременные диагностику и ремонт, подготовку объектов нефтебаз и АЗС к весеннему паводку и т.д.

По характеру различают количественные, качественные и количественно-качественные потери. Количественные потери возникают вследствие разлива нефтепродуктов, переливов резервуаров и транспортных средств, утечек, неполного слива нефтепродуктов, а также их уноса со сточными водами.

Разливы возникают при авариях трубопроводов, резервуаров и транспортных средств. Предотвратить их можно проведением соответствующих профилактических мероприятий (поддержанием в трубопроводах безопасных давлений, сооружением резервуаров, где необходимо, в сейсмостойком исполнении, поддержанием предохранительной арматуры в работоспособном состоянии и т.д.). Уменьшение аварийных потерь нефтепродуктов в случае их возникновения достигается оперативным осуществлением мер по локализации мест аварии и сбору разлившегося продукта.

Переливы резервуаров и транспортных средств происходят из-за ошибок эксплуатационного персонала, а также неисправности контрольно-измерительных приборов (например, датчиков максимального уровня жидкости в емкости).

Причинами утечек являются сквозные локальные повреждения металла на малой площади (свищи), негерметичность трубопроводной арматуры, технологических трубопроводов и насосного оборудования (протечки во фланцах, сальниках, уплотнениях). Эти потери могут быть ограничены регулярными осмотрами оборудования, своевременным применением средств диагностики и выполнением графика профилактических ремонтов.

Неполный слив нефтепродуктов из транспортных средств приводит к тому, что в процессе зачистки (цистерны) или заполнения балластной водой (танкеры) происходит образование нефтезагрязненных вод. Их последующая очистка требует значительных затрат и сопровождается потерей определенной части углеводородной жидкости.

Неумелое удаление подтоварной воды из резервуаров приводит к тому, что в промливневую канализацию попадает часть нефтепродукта. Ограничить эти потери позволяет внимательное отношение персонала к своим обязанностям.

Качественные потери нефтепродуктов обусловлены их обводнением, смешением, окислением и загрязнением.

Причинами обводнения могут быть конденсация паров воды из паровоздушной смеси (ПВС) в ночное время на внутренней поверхности кровли резервуаров, дренирование дождевых и талых вод с поверхности плавающих крыш непосредственно в хранимый продукт, захват подтоварной воды при внутрибазовых перекачках, негерметичность средств парового подогрева нефтепродуктов. Предотвратить обводнение можно, контролируя расход пара на подогрев и соблюдая правила эксплуатации резервуаров с плавающими крышами.

Проблема смешения особенно остра при операциях с нефтепродуктами, которые имеют существенно различные свойства. Смешение происходит в ходе последовательной перекачки нефтепродуктов по трубопроводам, при их приеме в резервуары на остаток другого нефтепродукта, при заполнении емкостей, не подготовленных к приему в соответствии с требованиями ГОСТ. Чтобы ограничить смешение, необходимо строго придерживаться требований «Норм проектирования...» по номенклатуре нефтепродуктов, допускаемых к транспортировке по одному трубопроводу, располагать достаточной резервуарной емкостью для раздельного хранения нефтепродуктов, следить за герметичностью запорной арматуры между резервуарами и общими коллекторами и т.д.

Перечень нефтепродуктов, допускаемых к последовательной перекачке по одному трубопроводу

Топливо

1-я группа

Автомобильные бензины неэтилированные

2-я группа

Автомобильные бензины этилированные

3-я группа

Высокооктановые бензины Аи-93, Аи-95

4-я группа

Керосин осветительный, топливо для быстроходных дизелей, топливо дизельное

5-я группа

Топливо моторное, для среднеоборотных и малооборотных дизелей топливо нефтяное (мазут)

6-я группа

Топливо для реактивных двигателей

7-я группа

Бензины авиационные этилированные

8-я группа

Бензины авиационные неэтилированные, бензинырастворители

Масла

1-я группа

Авиационные и для турбореактивных двигателей

2-я группа

Турбинные для гидротурбин и судовых газовых турбин, конденсаторные, МТ, МК-6, МК-8, трансформаторные, МС6, МС-8, МС-8П, МК-8п.

3-я группа

Веретенное АУ, Аул

4-я группа

Трансмиссионные, цилиндровые

5-я группа

Автомобильные, автотракторные, индустриальные, компрессорные, судовые, моторные для высокоскоростных механизмов

6-я группа

Осевые

7-я группа

Дизельные

8~я группа

Отработанные

Окисление нефтепродуктов происходит в резервуарах при их контакте с воздухом. Результатом этого является образование смол и органических кислот. Смолообразование протекает тем интенсивнее, чем выше температура хранения, а также чем больше поверхность «зеркала» углеводородной жидкости и объем паровой фазы. Поэтому длительное хранение нефтепродуктов целесообразно осуществлять либо в заглубленных резервуарах, либо в резервуарах с плавающими покрытиями (понтонами, плавающими крышами). В резервуарах типа РВС желательно осуществлять хранение при повышенных взливах.

Загрязнение нефтепродуктов происходит атмосферной пылью, продуктами коррозии трубопроводов и резервуаров, смолами. Пыль всегда присутствует в атмосфере и попадает в резервуары при каждом их «вдохе».

В замкнутом газовом пространстве она постепенно оседает и попадает в углеводородную жидкость.

Продукты коррозии образуются на внутренней поверхности резервуаров и осыпаются при их вибрации.

Загрязнению нефтепродуктов способствуют также их налив в плохо зачищенные емкости, перекачка по загрязненным трубопроводам, несвоевременная зачистка резервуаров от накопившихся осадков.

Основной причиной загрязнения нефтепродуктов, перекачиваемых по магистральным трубопроводам, являются: использование при строительстве и ремонте загрязненных (грунтом) труб, применение при ремонтных работах глиняных тампонов (для отделения мест сварки от полости труб с нефтепродуктом), закачка осадка, извлеченного из резервуаров, в полость трубопроводов.

Для уменьшения загрязнения нефтепродуктов применяют различные фильтры, отстаивание, центрифугирование и т.п. Положительные результаты дает применение внутренних покрытий резервуаров.

К количественно-качественным относят потери нефтепродуктов от испарения, в результате чего не только уменьшается их количество, но и изменяется в худшую сторону качество (уменьшается октановое число бензинов, утяжеляется фракционный состав).

Ниже рассматриваются механизм возникновения и методы расчета потерь нефтепродуктов от испарения, применяемые средства их сокращения, а также методика выбора этих средств.

Техническим специалистам