Покупателям


Подготовка персонала для работы с газовым оборудованием

3Одна из важнейших функций предприятий - подготовка рабочих и специалистов, которые являются его инновационным ресурсом.

В условиях развития рыночной экономики и научно-технического развития происходит постоянное увеличение перечня газового оборудования и агрегатов, оснащение их средствами автоматики, постоянная модернизация их устройства, применение новых видов материалов, прогрессивной технологии ремонта и эксплуатации, увеличение производства полиэтиленовых труб. С этим же в большой степени поднимаются требования к уровню подготовленности и профессиональной компетенции персонала, обслуживающего газовое хозяйство предприятий.

Современный этап развития газового хозяйства предприятий характеризуется, с одной стороны, активным внедрением новой техники и технологии, с другой стороны — повышенными требованиями к качеству подготовки персонала. Все это приводит к расширению и существенному обновлению функций персонала, повышению его культурно-технического уровня.

Подготовка персонала осуществляется: в учреждениях начального и среднего профессионального образования, в вузах, учебно-курсовых комбинатах, а также непосредственно на предприятиях.

В настоящее время содержание профессионального образования стандартизируется, новое поколение которых базируется на компетентностном подходе, в котором в качестве интегрированной цели выступает совокупность компетенций специалиста (рабочего). При этом считается, что компетентность определенного вида характеризует от 5 до 15 компетенций.

Однако переход на компетентностный подход в обучении идет достаточно медленно. Указанный подход предполагает, что персонал, обслуживающий газовое хозяйство предприятий, должен быть способным к системным действиям в профессиональной ситуации, к анализу и прогнозированию своей деятельности, самостоятельным в условиях неопределенности и аварийных ситуаций, готовым к творческой самореализации.

До сегодняшних дней базовыми критериями качества рабочей силы считались: уровень образования и профессиональной подготовки сотрудника; уровень мотивации к повышению профессионализма и уровня качества труда. Под влиянием научного и технического развития эти критерии постоянно дополняются новыми, что дает толчок к совершенствованию профессионального образования и формирования у персонала предприятий не только знаний, практических навыков и умений, но профессиональных компетенций.

Компетенция конкретного работника - это совокупность знаний, практических навыков и умений, обобщенных методов деятельности и профессионально важных качеств, нужных для осуществления стандартизированных требований и решения обычных проблемных ситуаций в работе.

Анализ труда персонала газовых служб предприятий показывает, что их трудовые функции включают следующие профессиональные компетенции: способность планировать предстоящую работу; способность грамотно применять теоретические знания и учитывать особенности и свойства газового топлива при обслуживании и ремонте газового оборудования; умение проводить инструктаж по правилам безопасности и использования газа; умение подбирать инструменты, приспособления, средства защиты; умение самостоятельно организовать рабочее место и работать в составе бригад; способность проверять техническое состояние газового оборудования по объективным диагностическим признакам; способность проверять исправность и настраивать средства автоматики, вводить в эксплуатацию новые приборы и агрегаты; умение принимать профессиональные решения в сложных ситуациях, выполнять газоопасные, аварийные, ремонтные и пуско-наладочные работы; способность работать самостоятельно, пользоваться документацией; способность анализировать складывающиеся ситуации и использовать свои знания умения для такого анализа, контролировать качество выполняемых работ; наличие устойчивой мотивации к совершенствованию своих профессионально важных качеств.

Техническим специалистам