Покупателям


Организация приема-отпуска нефтепродуктов на нефтебазах

Для каждого вида транспорта прием-отпуск нефтепродуктов имеет свои особенности.

Операции с железнодорожными цистернами

В пунктах налива нефтепродуктов цистерны до подачи под налив тщательно осматривают. При этом должны быть определены:

■  степень загрязнения наружной и внутренней поверхности цистерны;

■  наличие внутри цистерн остатка нефтепродукта, его количество, марка и соответствие наливаемому нефтепродукту;

■  наличие в котле цистерны мазеобразных отложений, льда или воды;

■  наличие заглушки патрубка нижнего сливного прибора, прижимного винта и скобы, а также их техническое состояние;

■  техническое состояние шарнира крышки горловины, гаек-барашков и бензостойкой резиновой прокладки (обеспечивающих герметичность закрытия крышки), лестниц, поручней, перил и др.

Все отмеченные неисправности и недостатки оформляются актом, а сами цистерны, имеющие их, подавать и использовать под налив запрещается.

Под налив должны подаваться цистерны, соответствующие наливаемому нефтепродукту. Подготовку цистерн под налив производит железная дорога или грузоотправитель за ее счет.

Перед наливом и сливом проверяют положение и техническое состояние запорной арматуры на продуктовых коммуникациях, а также исправность всех сливо-наливных устройств, герметичность телескопических труб и рукавов. Обнаруженная течь немедленно устраняется.

При обнаружении течи в железнодорожной цистерне налив должен быть приостановлен, цистерна освобождена от нефтепродукта и либо отремонтирована вне территории эстакады, либо отправлена на станцию отправления

Налив нефтепродуктов в железнодорожные цистерны должен производиться под уровень (затопленной струей) без разбрызгивания до установленного уровня наполнения С учетом возможного расширения от повышения температуры в пути следования. Как правило, налив должен осуществляться закрытой бесшланговой системе шарнирно-сочлененных телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива обеспечивающими предотвращение перелива цистерн, а так устройством для герметизации налива с отводом паров на утилизацию.

Рукава или трубы, с помощью которых производится налив, на концах должны иметь наконечники, изготовленные металла, исключающего возможность искрообразоваяия при ударе о цистерну, и быть заземлены медной проволокой диаметром не менее 2 мм или медным тросиком сечением не менее 4 мм2, обвитым по рукаву снаружи с шагом витка не более 100 мм. Концы проволоки или тросика присоединяются к частям трубопровода и наконечнику пайкой или болтовым соединением.

Налив отработанных нефтепродуктов в одиночные цистерны на нефтебазах с грузооборотом от 50 тыс. т и выше должен производиться на специальных наливных устройствах.

Сливщики-наливщики контролируют правильность открытия задвижек и вентилей, положение рукавов и плотность их соединения со стояками, а дежурные слесари проверяют исправность приемо-раздаточных трубопроводов и отсутствие течи в них. Все неисправности ликвидируются до начала сливо-наливных операций.

В процессе налива сливщики-наливщики должны следить за процессом, не допуская перелива железнодорожных цистерн. При этом надо иметь в виду, что цистерны, расположенные ближе к точке врезки проводящего трубопровода в коллектор, наполняются быстрее, чем более удаленные. После того как до предельного уровня налива останется 0,5-0,75 м, задвижку на наливном стояке прикрывают, чтобы за 5-10 см до предельного уровня наливщик мог быстро закрыть ее.

Наливные операции, как правило, осуществляются с использованием продуктовых насосных станций. Машинисты насосных до начала перекачки должны осмотреть и подготовить насосные агрегаты, проверить исправность трубопроводных коммуникаций, фильтров, запорной арматуры.

Пуск насосов производится только с разрешения старшего сливщика-наливщика. По окончании налива рукава или трубы должны выниматься из горловин цистерн только после стока нефтепродукта из них. После замера уровня нефтепродукта в цистерне крышка ее горловины должна быть герметично закрыта. Освобождение наливных устройств и коллекторов от остатков нефтепродуктов должно производиться с помощью дренажных трубопроводов, самовсасывающих насосов или других эффективных способов.

Перед сливом цистерн проверяют целостность пломб отправителя с представителем железной дороги, затем следует проверить накладные и паспорта качества, отобрать пробы в соответствии с ГОСТ 2517, измерив плотность, температуру и высоту накопления.

Слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн производится, как правило, через нижний сливной прибор принудительным способом (при помощи насосов) или самотеком в приемные резервуары. Для слива нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 °С и мазутов допускается использовать открытые сливные устройства межрельсовых или боковых коллекторов со съемными крышками. При приеме бензинов с высокой упругостью паров, при использовании несамовсасывающих центробежных насосов для верхнего слива из железнодорожных цистерн или при малом перепаде высот между уровнем нефтепродукта в резервуаре и осью насоса должны использоваться устройства, обеспечивающие надежное всасывание и полный слив нефтепродукта (вакуум-насосы, эжекторы и т.п.).

При самотечном сливе в промежуточные заглубленные резервуары необходимо обеспечить одновременную откачку нефтепродукта из них в наземные резервуары.

Промежуточные резервуары должны иметь вместимость, равную 75% суммарной вместимости одновременно сливаемых цистерн. Производительность откачки нефтепродукта из этих резервуаров должна составлять не менее 50% производительности их заполнения. При этом резервуар должен быть оснащен системой защиты от перелива.

Запрещается открывать неисправные нижние сливные приборы железнодорожных цистерн с помощью ломов, кувалд и других механизмов и приспособлений. В этом случае нефтепродукт должен сливаться только через горловину (верхний слив).

Подача железнодорожных цистерн под слив и налив допускается только после тщательной очистки железнодорожных путей от нефтепродуктов, пролитых при операциях с предыдущими цистернами.

В период, когда слив или налив нефтепродукта не производится, цистерны не должны быть присоединены к трубопроводам нефтебазы.

Во время грозы люки железнодорожных цистерн должны быть закрыты, а слив и налив нефтепродуктов запрещается.

Операции с наливными судами

Суда, прибывающие под налив, должны быть подготовленными к погрузке нефтепродуктов (иметь исправное оборудование, зачищенные и герметичные танки, градуировочные таблицы).

До разгрузки судов с нефтепродуктами необходимо выполнить следующие действия:

■  проверить паспорта качества, отобрать пробы нефтепродуктов и провести их анализ;

■  измерить высоту взлива нефтепродуктов, а также определить высоту слоя подтоварной воды;

■  провести контрольные измерения массы нефтепродуктов в резервуарах, подготовленных для сливо-наливных

операций, а также убедиться в исправности оборудования этих резервуаров;

■  определить шлангующие устройства для присоединения к судну;

■ подготовить насосы и трубопроводы согласно технологической схеме перекачки.

Шлангующие устройства, подаваемые с берега, присоединяет экипаж судна, а устройства, подаваемые с судна на берег, — работники причала.

Погрузку наливных судов и выгрузку барж проводят силами и средствами нефтебазы. Танкеры должны сливаться своими средствами.

Запрещается слив нефтепродуктов непосредственно в вагоны-цистерны и обратно, а также налив нефтепродуктов в суда непосредственно из магистрального нефтепродуктопровода.

По окончании слива-налива производится зачистка шлангующих устройств и коммуникаций, задвижки на трубопроводах закрывают, отсоединяют шлангующие устройства и приводят их в исходное положение.

Операции с автоцистернами и тарой

Автомобильные цистерны, подаваемые под налив нефтепродуктов, должны быть исправны и освобождены от остатков предыдущего груза.

Перед наливом в цистерну легковоспламеняющихся нефтепродуктов должностные лица нефтебазы обязаны проверить исправность искрогасителя и наличие заземляющего устройства, огнетушителей, ящика с сухим песком и лопаты.

Сливо-наливные устройства автоцистерн должны быть исправными; люки должны быть со стойкими к нефтепродуктам прокладками и не допускать выплескивания и подтекания нефтепродуктов при транспортировании.

Неисправленные, неподготовленные и не укомплектованные пожарным инвентарем автоцистерны к наливу нефтепродуктов не допускаются. Автоцистерны должны быть обязательно заземлены.

Налив нефтепродуктов в автоцистерны должен производиться без разбрызгивания, под слой жидкости. Это достигается опусканием наливных рукавов и труб до дна цистерны. Они должны быть заземлены и снабжены наконечниками, исключающими возможность искрообразования при ударе.

При использовании автоматизированной системы налива отпуск нефтепродуктов осуществляется в следующей последовательности:

■  водитель, подъехав к диспетчерской, сдает документы на право получения нефтепродукта;

■  диспетчер определяет номер поста, сбрасывает показания пульта на нуль, ставит ключ управления в положение «Разрешено» и передает водителю ключ (или два ключа, если автоцистерна с прицепом и поэтому налив будет осуществляться двумя стояками);

■  водитель подъезжает к указанному посту налива, заземляет автоцистерну, сбрасывает показания счетчика на нуль, открывает горловину цистерны, опускает в нее наливную трубу, вставляет ключ в гнездо клапана-дозатора; при этом включается насосный агрегат и на клапане-дозаторе загорается сигнал «Открой клапан»; далее водитель нажатием рычага открывает клапан, и налив начинается;

■  при достижении в автоцистерне заданного уровня нефтепродукта срабатывает датчик уровня, и налив прекращается; прекратить его можно также нажатием кнопки «Стоп» на клапане-дозаторе или на пульте дистанционного управления наливом;

■  водитель вынимает и приводит в первоначальное положение наливную трубу, закрывает люк цистерны, вынимает ключ, покидает пост налива, передает ключ диспетчеру и получает оформленные документы на полученный нефтепродукт.

Налив нефтепродуктов в автоцистерны должен производиться при неработающем двигателе. Исключение может быть сделано только в условиях отрицательных температур.

В целях уменьшения загрязнения окружающей среды наливные устройства должны иметь дренажную систему с каплеуловителем для слива остатка нефтепродуктов из наливных устройств после окончания операции налива.

Перед наливом нефтепродуктов в тару необходимо проконтролировать ее соответствие действующим стандартам и техническим условиям, а также чистоту. Наливать легковоспламеняющиеся нефтепродукты следует только в металлическую тару, пробки которой завинчиваются и отвинчиваются специальными ключами, изготовленными из материалов, не дающих искр, Допускается налив легковоспламеняющегося нефтепродукта в бочки, установленные на специально оборудованных автомашинах, при условии выполнения следующих требований:

■  налив должен производиться на площадках отпуска нефтепродуктов, имеющих твердое покрытие и расположенных не ближе чем в 30 м от резервуарных парков;

■  глушитель автомобиля, в кузове которого установлены бочки, должен быть выведен под двигатель или радиатор;

■  наливать нефтепродукты оператор должен при помощи наливного рукава, оборудованного краном «Автостоп», который следует заземлять;

■  во время налива двигатель должен быть включен;

■  на заправочных площадках должен быть трос или штанга для отбуксировки автомобиля в случае пожара. После окончания налива перекрывают наливные устройства и кран у счетчиков, убирают рукав с пистолетом в специально предназначенное место, а бочки и тару, залитые нефтепродуктом, закрывают пробками с прокладками.
Техническим специалистам