Покупателям


Особенности коррозии резервуаров для нефтепродуктов

Резервуары подвержены атмосферной, почвенной и внутренней коррозии, протекающей, в основном, по электрохимическому механизму.

Замечено, что резервуары интенсивнее корродируют в промышленно развитых регионах, а также вблизи морского побережья, что связано с более коррозионно-активным составом атмосферы. Атмосферной коррозии подвержены, в основном, наружная поверхность кровли и обечайки.

Разрушению в результате почвенной коррозии подвергается наружная поверхность днища. Механизм коррозии в данном случае тот же, что и у трубопроводов.

По характеру коррозионных повреждений внутренней поверхности и степени воздействия коррозионно-активных компонентов нефтепродуктов резервуар разделяют на следующие характерные зоны:

■  внутренняя поверхность кровли и верхняя часть корпуса, находящаяся в контакте с паровоздушной смесью;

■  часть корпуса, находящаяся в области переменного смачивания (зона ватерлинии);

■  часть корпуса, находящаяся в области постоянного смачивания углеводородной жидкостью;

■  днище и нижний (первый) пояс, находящиеся в контакте с подтоварной водой.

Скорость коррозионного разрушения кровли определяется составом подсасываемого в резервуары воздуха и его влажностью. При уменьшении температуры кровли и обечайки резервуара (например, ночью) на их внутренней поверхности, контактирующей с газовым пространством, происходит обильная конденсация паров воды и насыщение образовавшегося конденсата кислородом. В условиях наличия электролита (вода) и активного деполяризатора (кислород) происходит электрохимическое разрушение металла.

В области попеременного смачивания коррозия протекает достаточно интенсивно. Здесь не только присутствуют необходимые для этого компоненты (вода, кислород), но также сказывается эффект дифференциальной аэрации. В результате образуется гальванический элемент, в котором анодом является несмоченная поверхность, а катодом — смоченная, разделенные ватерлинией.

В области постоянного смачивания нефтепродуктами также происходит коррозионное разрушение металла. При повышении температуры стенки примыкающие к ней слои углеводородной жидкости также нагреваются, и из них выделяется растворенный кислород. Одновременно с этим нагретый продукт поднимается вверх, увлекая за собой подтоварную воду. В результате слои нефтепродукта, примыкающие к стенке резервуара, обогащаются не только кислородом, но и водой, что создает благоприятные условия для коррозии металла.

Ночью, при охлаждении слоев продукта, прилегающих к стенке, конвективные токи направлены вниз. При этом продукт захватывает кислород из газового пространства и капельки воды, осаждающиеся на холодной стенке из паровоздушной смеси, что также способствует коррозии обечайки резервуаров.

Более высокая скорость коррозии смоченной поверхности резервуаров с бензином (до 0,5 мм/год), чем резервуаров с дизельным топливом (до 0,25 мм/год) или мазутом (не более 0,025 мм/год), объясняется тем, что в углеводородах с меньшей плотностью кислород растворяется лучше.

Коррозия днища и первого пояса резервуаров происходит из-за наличия в нефтепродуктах подтоварной воды. Нередко эта вода содержит соли и кислоты. Наиболее интенсивно разрушается днище в области приемораздаточного патрубка, где на процесс электрохимической коррозии накладывается механическое разрушение металла твердыми частицами, перемещающимися с трением по днищу во время операций приема-отпуска продукта.

Техническим специалистам