Покупателям


Потери бензина на АЗС и пути их сокращения

Потери бензина на автозаправочных станциях весьма велики. От автозаправочных станций Англии в атмосферу ежегодно поступает 120 тыс. т углеводородов, России — 140 тыс. т, Германии — 145 тыс. т.

По мнению зарубежных специалистов, если общее количество углеводородов, испаряющихся в атмосферу, принять за 100%, то 13% из них приходится на нефтеперерабатывающие заводы, 32% — на нефтебазы и 52% — на АЗС.

Причины потерь бензинов на АЗС разделяют на постоянно действующие, периодические и случайные.

К постоянно действующим относятся «большие дыхания» резервуаров и выбросы ПВС из баков автомобилей при заправке. Причинами периодических потерь бензинов являются проливы бензина при сливе из автоцистерн в резервуары АЗС и при заправке автомобилей, К случайным относятся утечки бензина из резервуаров вследствие их физического износа, некачественного изготовления и монтажа; утечки и проливы бензина при ремонте и эксплуатации неисправных топливораздаточных колонок; аварийные утечки в результате нарушения герметичности гидравлической системы (трубопроводов, шлангов, клапанов и т.д.).

Периодические и случайные потери бензинов устраняются путем проведения организационно-технических мероприятий (диагностика, обслуживание, ремонт, неукоснительное соблюдение правил эксплуатации и т.д.). Поэтому рассмотрим проблему сокращения постоянно действующих потерь бензина.

Потери при заполнении резервуаров. Экспериментально установлено, что при сливе бензина А-76 в подземный горизонтальный резервуар РГС-25, расположенный в средней климатической зоне, величина удельных потерь от «больших дыханий» составляет: в осенне-зимний период — от 0,13 до 0,93 кг/т, а в весенне-летний период— от 0,54 до 1,61 кг/т. Средние же величины удельных потерь бензина от «больших дыханий» в эти периоды равны соответственно 0,68 кг/т и 1,1 кг/т.

Продолжительность частичного заполнения резервуара в экспериментах составляла 12-20 минут (время слива одной автоцистерны). Все остальное время бензин или хранился в резервуаре неподвижно, или отпускался через топливораздаточные колонки в топливные баки автомобилей. Коэффициент оборачиваемости резервуара составлял 120-180 1/год, т.е. один полный оборот занимал в среднем 2-3 суток.

Легко найти, что для АЗС, имеющей 3 резервуара РГС25, годовые потери от «больших дыханий» составляют от 6 до 9 т.

Для сокращения этих потерь могут быть использованы:

■  диски-отражатели;

■  газовая обвязка;

■  газоуравнительная система;

■  паровозвратная обвязка;

■  системы УЛФ.

Диски-отражатели. Как было показано в разделе выше, они эффективны только при высокой оборачиваемости резервуаров. Этому требованию резервуары АЗС отвечают как нельзя лучше: коэффициент их оборачиваемости достигает 100 1/год и более. Однако экспериментальные исследования эффективности дисков-отражателей ограниченны. На одной из АЗС средней климатической зоны диски-отражатели позволили в среднем уменьшить потери от «больших дыханий» в весенне-летний период на 40%, а в осенне-зимний — 20%.

Газовая обвязка. Проектные организации довольно часто рекомендуют оснащать ею резервуары АЗС. Предполагается, что, как и в случае вертикальных цилиндрических резервуаров, при совпадении операций слива и отпуска бензина на АЗС паровоздушная смесь будет перетекать по газовой обвязке из заполняемых резервуаров в опорожняемые. Однако на практике в период приема бензина на АЗС заправка транспортных средств, как правило, прекращается. Поэтому внедрение газовой обвязки резервуаров на АЗС практически бесполезно.

Газоуравнительная система для АЗС предложена в ОАО «ВНИИПКспецстройконструкция». В основу работы ГУС положен принцип изоляции газового пространства резервуаров от атмосферы и сброса избыточного количества паров бензина в газосборник переменного объема. Конструкция газосборника в рекламных материалах не описывается. Сообщается только о наличии в нем разделительной мембраны из пластиката диаметром 2,6 м и приводятся параметры газосборника: высота — 2,4 м; диаметр — 2,67 м; вместимость — до 10 м3; масса — 1,2 т. Утверждается, что при рабочем (избыточном) давлении в системе, равном 1200-2000 Па, сокращение выброса паров в атмосферу составляет 80-99%.

Следует отметить, что газосборники переменного объема в настоящее время нигде не применяются.

Паровозвратная обвязка — это газовая обвязка, соединяющая газовые пространства сливаемой автоцистерны и заполняемого резервуара на АЗС. Для ее применения необходимо соответствующее дооборудование обеих емкостей, обеспечивающее их быстрое и надежное соединение-разъединение .

Использование паровозвратных обвязок широко распространено за рубежом. Резервуары АЗС в этом случае дыхательных клапанов не имеют.

Следует отметить, что паровозвратную обвязку имеет смысл применять только в том случае, когда в пункте налива автоцистерн имеется система улавливания паров бензина.

Системы УЛФ. Для улавливания паров бензина при его сливе в резервуары АЗС в принципе может быть использовано большинство из систем УЛФ, предназначенных для вертикальных цилиндрических резервуаров. Фактически нашли применение, в основном, конденсационные и абсорбционные системы УЛФ.

К сожалению, системы, работа которых основана на использовании низких температур, очень дороги. При применении абсорбционных систем УЛФ главной проблемой является сохранение качества низколетучего нефтепродукта, используемого в качестве абсорбента. Кроме того, их эксплуатация требует определенных энергозатрат. Последнего недостатка лишена система улавливания паров бензина с «транзитным» резервуаром (УЛФТР). Испытания системы УЛФ-TP на одной из АЗС показали, что ее использование позволяет сократить потери бензина от «больших дыханий» на 80-90%.

Потери при заполнении баков автомобилей. Их величина достаточно велика. По оценкам западногерманских экспертов потери бензинов при заправке автомобильных баков составляют 0,175% от объема операций. Эксперты французских нефтесбытовых фирм считают, что эта цифра составляет 0,19%. В Бюллетене Японского нефтяного института сообщается, что при заправке топливных баков автомобилей летом теряется 1,44 кг на 1 м3 заправляемого бензина.


Казалось бы это совсем немного. Но, по подсчетам отечественных специалистов, для АЗС на 500 заправок в сутки с четырьмя резервуарами РГС-25 и среднесуточной реализацией 20 т потери бензина при заправке топливных баков составляют около 35% общей величины его естественной убыли, т.е. около 3,3 т/год.

В странах Европейского экономического сообщества потери бензина при заполнении баков автомобилей составляют около 200 тыс. т/год, а в одной Франции — 26 тыс. т.

Значительные выбросы паров топлива при заполнении баков автомобилей обусловили проведение научноисследовательских работ по их сокращению во многих странах мира. По общему мнению, наиболее целесообразно решать данную проблему путем устройства паровозвратной обвязки, связывающей бак заправляемого автомобиля и резервуар, из которого отбирается бензин. При этом требуется обеспечить стандартизацию диаметра горловин топливных баков автомобиле
Техническим специалистам