Покупателям


Производственные операции АЗС

К основным производственным операциям, выполняемым на АЗС, относятся прием, хранение и выдача нефтепродуктов.

Прием нефтепродуктов

Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется преимущественно автомобильным транспортом. В пункте налива после заполнения нефтепродуктом горловина и сливной вентиль на автоцистерне в обязательном порядке пломбируются. Пломбы должны полностью исключать открытие люка и вращение маховика сливного вентиля.

Прием нефтепродуктов из автомобильных цистерн производится не менее чем двумя работниками. При этом должны быть приняты меры к обеспечению места слива первичными средствами пожаротушения, предотвращению разлива нефтепродуктов, локализации последствий возможных случайных или аварийных разливов нефтепродуктов (наличие сорбента, песка и др.).

При подготовке к сливу оператор:

■  организует установку автоцистерны на площадку для слива;

■  открывает задвижку для возможного приема нефтепродукта в резервуар аварийного пролива;

■  закрывает задвижку для отвода дождевых вод с площадки для автоцистерны в очистные сооружения;

■  измеряет исходный уровень нефтепродукта в заполняемом резервуаре;

■  подсоединяет рукава автоцистерны к сливному устройству;

■   присоединяет автоцистерну к заземляющему устройству;

■  проверяет сохранность и соответствие пломб на горловине и сливном вентиле;

■  проверяет уровень заполнения автоцистерны по планке, установленной на ее горловине;

■  с использованием водочувствительной пасты или ленты убеждается в отсутствии воды в нефтепродукте;

■  отбирает пробу нефтепродукта и измеряет ее температуру.

Запрещается принимать нефтепродукты во время грозы, а также в следующих случаях:

■  при неисправности технологического оборудования АЗС;

■  при неисправности сливного или заземляющего устройства автоцистерны;

■   при отсутствии или нарушении пломбировки на ней;

■  при отсутствии или неправильном оформлении товарно-транспортных документов;

■  при содержании в нефтепродукте воды или иных примесей;

■   при отсутствии или неправильном оформлении документов, подтверждающих качество нефтепродуктов. Во время слива нефтепродукта двигатель автоцистерны должен быть выключен, автотранспортное средство поставлено на тормоз, водитель не должен находиться в кабине автомобиля. Заправка автотранспорта через ТРК, связанную с заполняемым резервуаром, до окончания слива прекращается.

Для обеспечения слива автоцистерны снимают пломбы с горловины и сливного вентиля, открывают горловину для обеспечения доступа атмосферного воздуха в пространство над нефтепродуктом.

Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или с помощью насоса. Весь процесс слива нефтепродукта в резервуар АЗС из автоцистерны производится в присутствии оператора АЗС, который должен следить за герметичностью сливного устройства и за уровнем продукта в резервуаре во избежание его переполнения и разлива нефтепродукта. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив.

По окончании слива нефтепродукта оператор АЗС прежде всего должен убедиться, что цистерна полностью опорожнена, отсоединить сливной рукав автоцистерны от перекачивающего устройства, слить остатки нефтепродукта из шланга автоцистерны в ведро, закрыть крышкой муфту сливного устройства и колодец, отключить заземляющее устройство от автоцистерны.

После отстоя и успокоения нефтепродукта (не менее чем через 20 мин) оператор производит замер его нового уровня в резервуаре и определяет фактический объем принятого нефтепродукта по калибровочной таблице.

Нефтепродукты принимаются по товарно-транспортной накладной (выписываемой в четырех экземплярах), в которой указывается: номер автоцистерны, количество нефтепродукта, наименование и сорт в соответствии с государственным стандартом. На каждую партию нефтепродукта водитель обязан сдать получателю также паспорт (сертификат) качества, в котором указываются государственный стандарт или технические условия на сдаваемый нефтепродукт и все показатели качества, предусмотренные этим стандартом, с обязательным штампом, заверенным подписью ответственного лица.

При отклонении уровня бензина в автоцистерне от контрольной риски на планке (например, из-за изменения температуры нефтепродукта в пути) замеренный объем нефтепродукт корректируют с учетом коэффициентов объемного расширения.

Если расхождения между количеством нефтепродуктов, указанным в товарно-транспортной накладной и определенным в результате измерений в транспортных средствах, не выявлено, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три возвращаются водителю, доставившему нефтепродукт.

При выявлении несоответствия поступивших на АЗС нефтепродуктов товарно-транспортной накладной по количеству или качеству составляется акт о недостаче установленной формы в трех экземплярах. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Прием нефтепродуктов по трубопроводу осуществляется в присутствии комиссии, состоящей из материальноответственных работников трубопровода (нефтебазы, склада топлива, судна) и АЗС. По завершении приема нефтепродукта задвижки на нефтепроводе перекрываются и пломбируются.

Количество продукта, принятого по трубопроводу, определяется на основании результатов замера его уровня, температуры и плотности в резервуарах АЗС до и после приема. Возможен учет принятого нефтепродукта с использованием сертифицированных и поверенных узлов учета.

На принятый по трубопроводу нефтепродукт составляется акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию и является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально-ответственных лиц предприятия, а второй остается у оператора АЗС и прилагается к сменному отчету.

Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток.

Прием нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару. Оператор проверяет число поступивших мест, соответствие трафаретов данным, указанным в товарнотранспортной накладной, а также наличие одного из следующих сопроводительных документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям:

■  сертификата или декларации соответствия;

■  заведенной копии сертификата;

■  товарно-сопроводительных документов, оформленных изготовителем или поставщиком, содержащих сведения о подтверждении соответствия нефтепродукта установленным требованиям.

Количество принятых на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.

Хранение нефтепродуктов

Нефтепродукты на АЗС хранятся в подземных и наземных металлических резервуарах и в таре. Техническое и технологическое оборудование АЗС должно исключать загрязнение, смешение, обводнение, воспламенение и потери хранимых в резервуарах нефтепродуктов.

Предотвращение загрязнения обеспечивается использованием чистых средств измерения количества нефтепродукта (метрошток, тавровая рейка) и средств отбора проб, своевременной зачисткой резервуаров.

Предотвращение смешения нефтепродуктов достигается раздельным устройством приемных и отпускных трубопроводов для каждого резервуара.

Предотвращение обводнения нефтепродуктов обеспечивается размещением основного оборудования резервуаров в специальных укрытиях (сливной колодец, технологическая шахта). Подтоварная вода удаляется из резервуаров немедленно после ее обнаружения.

Предотвращение воспламенения нефтепродуктов достигается установкой на трубопроводы огнепреградителей.

Предотвращение потерь нефтепродуктов обеспечивается созданием требуемого уплотнения соединений, исключающего утечки, герметизацией газового пространства резервуаров, применением средств сокращения потерь от испарения. Не допускается заполнение резервуаров более чем на 95% их вместимости.

Хранение легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой расфасовке разрешается в количестве, необходимом для пятисуточной продажи, за исключением тормозной жидкости, запасы которой в торговом зале не должны превышать 20 бутылок.

Начальник или оператор АЗС должен ежедневно осматривать склады, проверяя состояние тары и упаковки.

Отпуск нефтепродуктов

Выдача нефтепродуктов на АЗС производится только через топливоили маслораздаточные колонки в баки транспортных средств или в тару потребителей, а также путем продажи расфасованных нефтепродуктов. Их отпуск производят операторы АЗС за наличные деньги или по безналичной форме расчетов с помощью кредитных карточек.

Нормативными документами установлены следующие правила заправки автотранспорта на АЗС;

■  расположение транспортных средств в окружении заправки должно обеспечивать возможность их аварийной эвакуации с территории АЗС;

■  расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилями должно быть не менее 3 м, а между находящимися в очереди — не менее 1 м;

■  во время заправки двигатель транспортного средства должен быть выключен;

■   пассажиры заправляемых автобусов должны покинуть салон вне территории АЗС;

■  выдача нефтепродуктов в стеклянную или пластиковую тару запрещается.

Оператор, отпускающий нефтепродукт, обязан:

■  контролировать соблюдение водителями правил заправки;

■  следить за исправностью и нормальной работой колонок;

■  требовать от водителя заправляемого транспорта наблюдения за ходом заправки, не допуская переливов нефтепродуктов и нарушения правил пожарной безопасности на АЗС;

■  визуально контролировать места заправки, предупреждая возможные разливы нефтепродуктов, а при их возникновении — принимать меры к устранению (случайно или аварийно пролитые нефтепродукты должны быть немедленно засыпаны песком с последующим его удалением в специально выделенные контейнеры).

Учет нефтепродуктов

Замер уровня в резервуарах АЗС производится метроштоками, Т-образными рейками или автоматическими уровнемерами.

Измерения ручными средствами выполняются трижды, после чего определяется среднее значение уровня нефтепродукта в резервуаре. После каждого замера метрошток и Т-образную рейку промывают бензином, насухо протирают, слегка смазывают маслом. Во избежание искривления их рекомендуется хранить в вертикальном положении (подвешенными в специальном, закрываемом дверцей, коробе). Объем нефтепродукта в резервуаре, соответствующий определенному взливу, находят по градуировочным (калибровочным) таблицам. Путем умножения на плотность найденную величину переводят в массовые единицы.

Кроме ручных средств в настоящее время широкое применение находят системы автоматизированного замера уровня светлых нефтепродуктов в резервуарах АЗС, в частности, уровнемеры «Струна-М». Они предназначены для измерения уровня, плотности и температуры нефтепродуктов, а также для измерения или сигнализации наличия подтоварной воды в резервуарах.

Принцип действия уровнемеров основан на измерении времени распространения ультразвуковой волны в металлическом проводнике (волноводе). Промежуток времени между моментом генерации ультразвукового импульса и его приемом прямо пропорционален измеряемой длине. Погрешность измерений составляет ±1 мм.

Измерение плотности жидкости осуществляется с помощью верхнего и нижнего поплавков, снабженных постоянными магнитами. Изменение расстояния между магнитами, встроенными в поплавки, при изменении плотности рабочей жидкости фиксируется как изменение разности времен прохождения ультразвуковой волны между верхним и нижнего поплавками. По величине этой разности времен вычисляется плотность рабочей жидкости с погрешностью ±1,5 кг/м3.

Измерение температуры осуществляется с помощью датчиков температуры, установленных по длине в трубе. Дискретность измерения температуры 0,1 °С. Высокая точность измерения температуры достигается за счет индивидуальной градуировки каждого датчика перед их установкой.

Уровнемер может быть оснащен сигнализатором наличия подтоварной воды, расположенным на уровне 25 мм, с порогом срабатывания +2 мм, или датчиком уровня подтоварной воды.

Для проверки точности измерения топливои маслораздаточных колонок в процессе эксплуатации или после ремонта, а также при тарировке резервуаров на АЗС используются образцовые металлические мерники. Образцовые мерники первого разряда имеют вместимость (в литрах): 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1000. Мерники второго разряда кроме перечисленной также имеют вместимость 2000 и 5000 л. Допустимая относительная погрешность образцовых мерников составляет: для первого разряда— ± 0,025%, для второго разряда— ±0,1%.

Мерники изготавливаются из искробезопасных материалов: нержавеющей стали или медных сплавов. В последнем случае внешние и внутренние поверхности мерников имеют защитные покрытия.

Вместимость используемых мерников зависит от производительности проверяемых колонок: при номинальной производительности колонок, равной 25-60 л/мин, — вместимостью 10, 50 и 100 л; при номинальной производительности колонок 100-160 л/мин — вместимостью 20 и 100 л; при номинальной производительности колонок более 250 л/мин — вместимостью 50 и 100 л.

Ежесменно на АЗС должна выполняться проверка погрешности топливои маслораздаточных колонок с помощью образцовых мерников II разряда. Погрешность средств измерений в топливораздаточных и маслораздаточных колонках определяется путем сравнения количества нефтепродукта, отпущенного через раздаточный кран в образцовый мерник, внутренние стенки которого предварительно смочены топливом, с количеством топлива, определенным образцовым мерником после полного отстоя от пены.

Расчеты за отпущенный нефтепродукт должны осуществляться через кассовый аппарат с выдачей чека, в котором указываются стоимость и количество нефтепродукта. Используемые кассовые аппараты должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции.

При заступлении на смену и передаче смены операторы совместно снимают показания указателей суммарного счетчика всех топливои маслораздаточных колонок АЗС и на основании этих показаний определяют объем нефтепродуктов, реализованных потребителям за смену (делается соответствующая запись в сменном отчете). В каждом резервуаре измеряют уровень нефтепродуктов, уровень подтоварной воды, температуру и плотность нефтепродукта; по результатам измерений определяют объем (массу) нефтепродуктов, находящихся (оставшихся после смены) в резервуарах АЗС; определяют количество нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, с помощью образцовых мерников проверяют погрешность каждой топливораздаточной колонки; прилагают к сменному отчету накладные на поступление и отпуск нефтепродуктов за смену, а также остатки денег.

Техническим специалистам