Покупателям


Резервуары АЗС

Резервуары автозаправочных станций классифицируются: 1) по виду хранимого продукта; 2) по форме; 3) по размещению относительно поверхности земли; 4) по конструкции.

По виду хранимого продукта различают резервуары для бензина, дизельного топлива, масла, многотопливные.

По форме резервуары АЗС бывают горизонтальными цилиндрическими и вертикальными цилиндрическими. Горизонтальные цилиндрические резервуары обычно выполняются со сферическими днищами (хотя возможны также плоские и конические) и, в общем случае, снабжаются двумя горловинами: на одной монтируются технологическая обвязка резервуара и универсальная шахта съемной конструкции, другая используется в качестве люк-лаза. Вертикальные цилиндрические резервуары изготавливаются с одной горловиной.

Горизонтальные цилиндрические резервуары способны выдерживать более высокое внутреннее избыточное давление и разряжение, но требуют более значительных удельных (на 1 м3 вместимости) металлозатрат и капиталовложений, чем вертикальные цилиндрические.

По размещению относительно поверхности земли резервуары АЗС, как и на нефтебазах, подразделяются на наземные и подземные. Наземные расположены на поверхности грунта или выше него, а у подземных наивысший уровень нефтепродукта находится не менее чем на 0,2 м ниже планировочной отметки территории АЗС.

Благодаря подземному расположению уменьшается пожарная опасность резервуаров и сокращаются потери топлива от испарения.

В соответствии со строительными нормами и правилами установка резервуаров в грунт производится в следующей последовательности:

1)   зачистка внутренней поверхности резервуара;

2)   очистка наружной поверхности от краски и ржавчины;

3)   внешний осмотр резервуара;

4)   пневматическое испытание резервуара (под избыточным давлением 0,05—0,07 МПа в течение 15—20 мин);

5)   нанесение противокоррозийного покрытия (после очистки стальными щетками на обезжиренную поверхность наносятся сначала слой грунтовки, а затем два слоя битумной мастики);

6)     подготовка котлована глубиной на 0,5 м выше уровня грунтовых вод;

7)     устройство в котловане песчаной подушки толщиной 0,5 м;

8)     установка резервуара на песчаную подушку;

9)     устройство заземления резервуара и проверка его сопротивления;

10) засыпка резервуара грунтом;

11) устройство смотрового колодца с крышкой на горловине резервуара;

12) устройство подъездов и оборудования площадок для средств перекачки топлива.

Расстояние между соседними резервуарами должно быть не менее 1м.

При угрозе затопления резервуары устанавливают в котловане на сплошных бетонных фундаментах с креплениями стальными хомутами.

image184

Схема установки резервуаров типа РГС при высоком уровне грунтовых вод:
1 — бетонный фундамент; 2 — резервуар; 3 — колодец резервуарного оборудования; 4 — опора из кирпича или бетона;
5 — стальные хомуты; 6 — цементный раствор

Площадка для приема топлива выполняется из безыскрового бетона, уложенного на основание из песка с уклоном 0,01 в сторону приямка для сбора проливов.

Для доступа к оборудованию над горловиной резервуара устанавливается колодец (шахта) из металла, бетона или кирпича. Вокруг стенки колодца должен быть устроен глиняный «замок» толщиной 0,2 м.

Высота колодца над поверхностью грунта должна быть не менее 0,15 м. Он закрывается одноили двухскатной крышкой с петлями для обеспечения возможности запирания и опломбирования.

По конструкции резервуары автозаправочных станций бывают однокамерными или многокамерными, а также одностенными и двустенными. Однокамерные резервуары предназначены для хранения какого-либо одного нефтепродукта, многокамерные — сразу нескольких. Применение многокамерных резервуаров целесообразно при небольших объемах реализации нефтепродуктов и при ограниченных размерах площадки АЗС. Для каждой камеры многокамерного резервуара должны выполняться те же требования, что и для однокамерного резервуара.

Резервуары АЗС могут быть одностенными и двустенными. Для предотвращения утечек подземные одностенные резервуары устанавливаются внутри оболочек (за исключением аварийных резервуаров), выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды, а также исключающих проникновение топлива в грунт при возможных утечках из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров. Свободное пространство между стенками оболочки и резервуара должно быть заполнено (с уплотнением) негорючим материалом, способным впитывать в себя топливо.

В двустенных резервуарах межстенное пространство может быть заполнено азотом или жидкостью, удовлетворяющей следующим требованиям: ее плотность должна быть выше плотности топлива, температура вспышки не должна быть ниже 100 °С; сама жидкость не должна вступать в реакцию с материалами конструкции и топливом, сохранять функциональные свойства при температурах эксплуатации резервуаров. В качестве подобной жидкости может использоваться, например, этиленгликоль.

Жидкостью должно быть заполнено все межстенное пространство резервуара. Возможность понижения уровня в нем должна быть исключена (например, посредством устройства расширительного бачка).

При заполнении межстенного пространства резервуара азотом избыточное давление в нем не должно превышать 0,02 МПа и не быть ниже 0,01 МПа. Для защиты от чрезмерно высоких и слишком низких давлений служит предохранительный клапан.

Двустенными в обязательном порядке должны быть:

■  многокамерные резервуары для одновременного хранения бензина и дизельного топлива;

■  резервуары контейнерных АЗС.

Сведения о резервуарах АЗС

Номинальная

Наружный

Длина

Толщина

Масса,

вместимость, м3

диаметр, мм

(высота), мм

стенок, мм

кг

Одностенные горизонтальные цилиндрические

4

1378

2873

4

733

5

1846

2036

3

446

8

1593

4263

4

1024

10

2220

3100

4

980

20

2483

4770

4

1776

25

2768

4840

4

2350

50

2870

8480

4

3369

60

2770

11100

5

4750

Двустенные горизонтальные цилиндрические

10

1615

5320

4

2015

20

2525

4530

4

3755

25

2500

5530

4

4135

50

2525

10690

5

8250

60

2525

12670

5

9810

80

2925

12770

5

13720

100

2925

15850

6

15850

Вертикальные горизонтальные цилиндрические

5

1788

2018

4

473

10

2233

3100

4

840

15

2818

2518

4

1140

25

3186

3218

4

1750

Каждый резервуар должен иметь табличку с указанием порядкового номера, марки хранимого нефтепродукта, максимального уровня наполнения и базовой высоты (высотного трафарета).

Оборудование резервуаров рассмотрим на примере наиболее распространенных подземных горизонтальных цилиндрических резервуаров.

Оно аналогично оборудованию таких же наземных резервуаров для аналогичных нефтепродуктов. Отличия заключаются в следующем.

image185

Оборудование подземного резервуара типа РГС:
1 — датчик верхнего уровня горючего; 2 — предохранительный клапан системы герметичности резервуара; 3 — шаровой кран линии выдачи;
4 — муфта соединительная линии выдачи; 5 — крышка зачистной трубы; 6 — замерная труба; 7 — люк технологического лаза;
8 — манометр системы герметичности резервуара; 9 — кран трехходовой системы герметичности резервуара; 10— технологический отсек;
11 — сливная труба; 12— обратный клапан линии выдачи; 13— заборная труба; 14 — зачистная труба; 15 — линия деаэрации;
16 — дыхательный клапан; 17 — огнепреградитель; 18 — крышка замерной трубы; 19 — обратный клапан линии слива

На подземных резервуарах типа РГС отсутствуют приемо-раздаточный патрубок и приемо-раздаточное устройство. Их роль играют трубопровод наполнения 11 и трубопровод выдачи топлива 13. Они являются неотъемлемой частью подземного резервуара АЗС.

Ввод трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня заполнения их топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня не допускается.

Наряду с совмещенным дыхательным клапаном типа СМДК на АЗС используются пневмоклапаны предохранительные реверсивные типа ППР. Для увеличения уставок срабатывания тарелки давления и вакуума в них подпружинены. 

image186

Дыхательный клапан типа ППР

Технические характеристики клапанов СМДК и ППР

Показатели

Величина показателей для клапанов

СМДК-50

СМДК-10<Г

ГПТР-40

ППР-50

Диаметр условного прохода, мм

50

100

40

50

Пропускная способность, м’/ч

25

25-100

16

26

Условия срабатывания, кПа:

2-20

2-20

40

40

— избыточное давление

2-3

2-3

10

10

— вакуум

12,0

19,0

1,5

2,2

Горловины резервуаров плотно закрываются крышками на прокладках из листовой маслобензостойкой резины. При ее отсутствии можно воспользоваться прокладками из следующих материалов:

■  паронит толщиной 3-4 мм (для бензина);

■  паронит или картон, пропитанный горячей олифой и, после просушки, промазанный с обеих сторон горячим столярным клеем с добавлением небольшого количества белил (для дизельного топлива);

■  картона, пропитанного жидким столярным клеем (для масла).

Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении — автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с.
Техническим специалистам