Покупателям


Сливо-наливные устройства для автомобильного транспорта

Налив нефтепродуктов в автоцистерны. Для этой цели применяют стояки различных типов. Их классифицируют:

■  по способу подключения к цистерне (сверху или снизу);

■  по способу налива (герметизированный или негерметизированный);

■  по степени автоматизации процесса налива (автоматизированные или неавтоматизированные);

■  по виду управления (с механизированным или ручным управлением).

Налив нефтепродуктов в автоцистерны может осуществляться как через горловину (верхний налив), так и через нижний патрубок автоцистерны (нижний налив).

При герметизированном наливе горловина автоцистерн закрывается специальной крышкой, в которую врезан патрубок, соединенный со шлангом для отвода паровоздушной смеси либо в опорожняемые резервуары, либо на установку улавливания легких фракций (УЛФ). Негерметизированный налив целесообразно применять при отгрузке низколетучих нефтепродуктов.

Для предотвращения переливов автоцистерн применяются средства автоматизации. В этом случае наливные стояки оборудуют либо датчиками уровня, либо клапанамидозаторами, позволяющими производить отпуск заданного количества нефтепродукта. Подобный контроль— обязательное условие герметизированного налива бензина.

Применяются наливные устройства одиночные и объединенные в группы, с ручным и автоматизированным управлением. Группа наливных устройств, управляемых из специального здания — операторной, образует станцию налива.

Станция налива состоит из 4-12 наливных «островков», располагаемых под навесом. Каждый «островок» оборудуется одним или двумя наливными устройствами' (стояками).

В качестве наливных устройств до недавних пор широко применялись установки автоматизированного налива с местным управлением типа АСН-5П или с дистанционным управлением из операторной типа АСН-5Н, а также типа АСН-12. Расчетная производительность налива (м3/ч): при самотечном наливе маловязких нефтепродуктов — 30-40, то же масел и высоковязких нефтепродуктов — 20-30, при насосном наливе — 40—100 и 30-60 соответственно.

Установка автоматизированного налива АСН-5П  включает наливной стояк типа НС-8П с датчиком уровня, счетчик 2, полуавтоматический клапандозатор 3 типа КДП-7Н, фильтр-воздухоотделитель 4 типа ФВО-ЮО, насос с электродвигателем 6 и пульт управления 5. Налив выполняется в следующем порядке. Водитель автоцистерны получает два ключа (один для пункта управления наливом, другой — для клапана-дозатора).

image145

Установка автоматизированного налива АСН-5П:
1 — наливной стояк НС8Н с датчиком; 2 — счетчик; 3 — к лапан=дозатор КДП-7Н; 4 — фильтр-воздухоотделитель ФВО-ЮО;
5 — пульт управления наливом ПУН-ЗП; 6 — насос ЗК9 с электродвигателем КОМ-31-2

Первым он включает питание установки, а вторым — насосный агрегат. Нажатием рычага водитель открывает клапан, и налив цистерны начинается. Прекращение налива осуществляется либо нажатием кнопки «Стоп» на клапане-дозаторе, либо по сигналу датчика уровня.

Установка АСН-5Н отличается тем, что оснащена устройством централизованного управления наливом из операторной. Система автоматизации обеспечивает дистанционное задание дозы отпускаемого нефтепродукта, предотвращение переливов, запрет отпуска нефтепродуктов при отсутствии заземления и наливной трубы в горловине цистерны, местное и дистанционное прекращение налива.

Установка типа АСН-12  предназначена для автоматизированного и герметизированного налива в автоцистерны светлых нефтепродуктов.

Для этого она оснащена герметизирующей крышкой с датчиком налива 1, линией отвода 2 паровоздушной смеси из заполняемой цистерны (газоотводной линии) с обратным клапаном 4 и огнепреградителем 5.

image146

Автоматизированная система налива АСН-12:
1 — датчик налива с герметизирующей крышкой; 2 — газоотводящая линия; 3 — наливной стояк; 4 — обратный клапан;
5 — огнепреградитель; 6 — насосный агрегат; 7 — арка; 8 — фильтрвоздухоотделитель; 9 — гидроамортизатор;
10— клапан дозирующий полуавтоматический; 11 — термокорректор; 12 — счетчик; 13 — пульт управления

Дополнительными отличиями установки АСН-12 являются наличие гидроамортизатора 9, смягчающего гидравлический удар при резком закрытии клапана-дозатора, а также замена на другие типы наливного стояка (НС12), дозирующего клапана (КДП-12) насоса (ЗК18а).

Для нижнего налива автоцистерн используется установка АСН-17. В этом случае собственно стояк отсутствует и, соответственно, уменьшается металлоемкость установки.

На пунктах налива, имеющих незначительный грузооборот, применяются неавтоматизированные наливные стояки с ручным управлением типа НС-11А.

image147

Установка нижнего налива автоцистерны АСН-17:
1— фильтр; 2— клапаны; 3— наконечник для заправки; 4 — счетчик жидкости;
5 — пневмоусилитель; 6 — пульт управления; 7 — магнитный пускатель; 8 — пульт управления местный; 9— огнепреградитель;
10— центробежный насос 4К-18;11 патрубок; 12 — гидравлический амортизатор; 13 — наконечник; 14 — стойка

image148

Наливной стояк с ручным управлением типа НС-11А

При наливе высоковязких нефтепродуктов эти стояки дополнительно оборудуют паровой рубашкой.

В настоящее время промышленность выпускает новые установки автоматизированного налива автоцистерн. Большой вклад в эту работу внесло ОАО «Промприбор» (г. Ливны), разработавшее целую линейку АСН, обеспечивавших верхний, нижний и комбинированный налив.

Для верхнего налива автоцистерн предназначены:

■  наливные стояки без учета АСН-4В, АСН-4ВГ, АСН-

4ВГ НОРД и др.

■  измерительные комплексы АСН-5ВГ, АСН-8ВГ, АСН-

10ВГ, АСН-12ВГ, АСН-12ВГ НОРД и др.

В состав этих АСН входят: модуль нижний, блок оператора, лестница, перекидной трап, насосный блок, соединительный трубопровод, клапан-отсекатель, наливной стояк с наконечником и рукавом отвода паров (при необходимости).

image149

Установка для открытого верхнего налива автоцистерн

image150

Установка для верхнего закрытого налива автоцистерн с использованием конической пробки

image151

. Схема установки для верхнего герметизированного налива автоцистерн с использованием быстроразъемного трубного соединения

В первом случае герметизация достигается с помощью конуса из упругого материала, во втором — благодаря использованию быстроразъемного трубного соединения. Пока более распространен первый вариант. Однако он обеспечивает худшую герметизацию, чем второй.

Для нижнего налива используются специально оборудованные автоцистерны.

Кроме системы заземления и дыхательных клапанов они оснащены патрубками для налива нефтепродуктов (котел цистерны, приведенной на рисунке, трехсекционный), трубопроводом для отвода ПВС, пневматическими и электронными датчиками уровня
.image154

Автоцистерна, оснащенная устройствами для нижнего налива

Общий вид установки АСН-8НГ для нижнего налива нефтепродуктов в автоцистерны приведен на рисунке ниже.

Установки АСН-8НГ содержат от 1 до 5 модулей, количество которых соответствует числу заполняемых отсеков в автоцистерне.

Комбинированный налив автоцистерн обеспечивают установки АСН-6ВНГ, АСН-8ВНГ и АСН-10ВНГ. 

Дадим краткую характеристику некоторых из систем налива.

АСН-4В — стояк верхнего налива нефтепродуктов в автоцистерны без функции учета и без автоматизации с возможностью ручного прекращения налива, в комплекте с ручным клапаном-отсекателем. Наливной телескопический наконечник оснащен самотормозящей лебедкой для спуска и подъема телескопической трубы. Механизм фиксации наконечника обеспечивает герметичность прижатия герметичной крышки к горловине автоцистерны.

image152

image153

Установка для нижнего налива автоцистерн

Предусмотрен отвод ПВС из зоны налива при заполнении цистерны. Герметичность стыковки АСН с автоцистерной обеспечивается использованием крышек отсеков автоцистерны с унифицированными размерами заливной горловины и уплотняющей крышкой наливного наконечника. Стыковка наливного наконечника с заливной горловиной крышки автоцистерны производится путем поворота двух рычагов и обеспечивает абсолютную герметичность по сравнению с конусным уплотнением, при котором в атмосферу выбрасывается до 50% вытесняемой паровоздушной смеси. Наливные стояки оснащены переносными каплесборниками. ПВС из зоны налива при заполнении автоцистерны через специальный рукав отводится «на свечу» или к установке рекуперации паров (УЛФ). Рукава отвода паров оснащены огнепреградителем и обратным клапаном.

image155

Установка для комбинированного налива автоцистерн

АСН-4ВГ — автоматизированный стояк верхнего налива с клапаном-отсекателем для светлых и темных нефтепродуктов, без функции учета, обслуживающий один отсек автоцистерны с одной стороны наливного островка, с возможностью прекращения налива при срабатывании датчика предельного уровня. Для обеспечения безопасности налива применены следующие решения:

■  предусмотрен блок заземления с определением электроемкости автоцистерны и контролем цепи заземления;

■  обеспечивается ограничение скорости налива в начальный и конечный период налива во избежание возникновения статического электричества;

■  наливной телескопический наконечник оснащен самотормозящей лебедкой для спуска и подъема телескопической трубы с датчиком.

АСН-10ВГ— измерительный комплекс верхнего дозированного налива маловязких неагрессивных жидкостей с коммерческим учетом в объемных и массовых единицах, с объемными счетчиками или массовыми расходомерами кориолисова типа, с насосами для наземных или заглубленных резервуаров, с входными лестницами и перекидными трапами, по два отсека двух автоцистерн с каждой стороны наливного островка. Применение комплексной измерительной схемы, состоящей из насоса, расходомера, клапана-отсекателя и управляющего контроллера обеспечивает дозированный отпуск нефтепродуктов в автоцистерны с точностью 0,15% по объему и 0,25% — по массе.

Для обеспечения безопасности налива применены следующие решения:

■  входные лестницы изготавливаются с углом подъема 45 ° с безопасными поручнями, а также с отбортовкой по всему периметру лестницы;

■  трущиеся пары трапа, а также узлы, соприкасающиеся с автоцистернами, изготовлены из материалов, предотвращающих искрообразование;

■  ступени перекидного трапа всегда остаются в горизонтальном положении, что обеспечивает максимальное удобство и безопасность при подъеме на автоцистерну;

■  поручни безопасности трапа защищают оператора от падения.

АСН-8НГ — измерительный комплекс нижнего дозированного налива светлых нефтепродуктов, обслуживающего один отсек автоцистерны с одной стороны наливного островка, со счетчиком ППВ (или с массовым расходомером) и насосом для наземных или заглубленных резервуаров.

В состав комплекса входят стояк нижнего налива, клапан-отсекатель, измерительный модуль и насосный блок.

Стояк нижнего налива содержит:

■  шарнирный трубопровод с пружинным амортизатором;

■  гибкий металлорукав Ду100;

■  муфту нижнего налива;

■  рукав отвода паров Ду75 с муфтой. Клапан-отсекатель Ду100 — электрогидравлический,

нормально закрытый, пилотный, с дублером ручного открытия-закрытия .

Измерительный модуль включает:

■  фильтр-газоотделитель;

■  термодатчик с погрешностью ±0,5 °С;

■  обратный клапан;

■  счетчик ППВ 100-1,6 или массовый расходомер;

■  дренажный трубопровод;

■  клапан сброса повышенного давления.

Насосный блок содержит:

■  насос КМ 100-80-170Е для наземных резервуаров или KMC 100-80-180Е для заглубленных резервуаров (насосы с двойным торцовым уплотнением);

■  бачок для охлаждающей жидкости;

■  опорную раму.

АСН-8ВНГ — измерительный комплекс, предназначенный для налива нефтепродуктов в автоцистерны на нефтебазах и учета отпускаемых нефтепродуктов по заданной дозе в единицах объема или массы. Комплекс осуществляет одновременный отпуск нескольких видов топлива в автоцистерну потребителя по заданным оператором дозам в литрах или единицах массы (при установке массового расходомера).

Комплекс включает:

■  до двух стояков верхнего налива с наливным герметизированным наконечником, датчиком ограничения уровня, клапаном воздушным, клапаном-отсекателем;

■  до четырех стояков нижнего налива с присоединительной головкой, клапаном-отсекателем;

■   до четырех измерительных модулей в составе: центральный блок управления, счетчик (массовый расходомер), фильтр-газоотделитель; клапан обратный,

клапан сброса повышенного давления, клещи заземления, шкаф силовой;

■  насосный блок с насосом, компенсатором и затвором поворотным;

■  входную лестницу;

■  один перекидной трап;

■  каркас навеса.

Наливной стояк верхнего налива оснащен комплектом датчиков, позволяющих автоматизированной системе обеспечить безопасное управление технологическим процессом, в том числе отключение подачи топлива при достижении датчика предельного уровня, а также формирование разрешения на отъезд автоцистерны из зоны налива только после извлечения наливного наконечника из горловины автоцистерны. Конструкция наливного наконечника предотвращает падение струи продукта с большой высоты, способствуя уменьшению зарядов статического электричества. Герметизированный наконечник позволяет отводить пары углеводородов при загрузке автоцистерны. Воздушный клапан в самой верхней точке наливного стояка верхнего налива обеспечивает быстрое и полное опорожнение его подвижных частей в автоцистерну. Также применен фильтр-газоотделитель, что повышает точность учета перекачиваемых нефтепродуктов.

Наливные стояки нижнего налива комплектуются присоединительными головками типа «сухой разъем» для подключения шарнирного трубопровода к цистерне. Разъем исключает сток оставшихся в стояках нефтепродуктов при отсоединении трубопровода.

Насосный блок установки изготовлен в виде отдельного блока, что позволяет устанавливать его не только непосредственно вблизи стояка. Применяются насосы со стальной проточной частью, компенсаторы, клапаны сброса повышенного давления в трубопроводах. Компенсатор, установленный на насосе, предотвращает опасное перемещение подводящего трубопровода, снижает напряжение на корпусе насоса. Задвижка перед насосом позволяет перекрыть, при необходимости, подачу продукта непосредственно на наливную установку.

В установке применены перепускные клапаны, позволяющие сбрасывать опасное повышение давления в трубопроводах при изменении температуры окружающей среды.

В конструкции АСН применяется устройство заземления автоцистерн, которое не позволяет включить установку налива при неполном заземлении автоцистерны и снятии статического электричества.

Комплексы оснащены датчиками, обеспечивающими автоматическое прекращение налива:

■  при достижении заданной дозы;

■  при срабатывании датчика ограничения уровня;

■  при нарушении заземления;

■  при ручном отключении насоса;

■  при отключении процесса налива оператором с поста налива;

■  при отключении процесса налива оператором с кнопки «СТОП» на наливном наконечнике.

Устройства для налива легковоспламеняющихся и

маловязких горючих нефтепродуктов оборудуются центробежными, а для налива масел и других горючих нефтепродуктов — роторными насосами.

Для уменьшения гидравлических ударов, обеспечения безопасных скоростей перекачки и точности учета наливные устройства оснащаются оборудованием, обеспечивающим подачу нефтепродукта в начальной и завершающей стадии налива не более 30 м3/ч.

Соединительные трубопроводы от раздаточных трубопроводов до наливных устройств должны быть раздельными для каждой марки (сорта) нефтепродукта, отгружаемого в автотранспорт. Последовательная перекачка по ним запрещается.

Наливные устройства для автомобильных цистерн располагают на отдельных островках, объединенных по группам нефтепродуктов. Размещают их, как правило, под навесами. Одиночные наливные устройства (до трех) могут размещаться на открытых площадках.

Площадки со сливо-наливными устройствами должны быть бетонированы, обустроены канализацией, а рабочие места оборудованы стационарными лестницами для подъема на автоцистерны.

Отпуск нефтепродуктов в таре. В XX в. затаривание и расфасовка нефтепродуктов в бочки и мелкую тару (масла, смазки) осуществлялись в разливочных и расфасовочных— специальных помещениях, предназначенных для этих целей. Эти помещения кое-где сохранились и сегодня.

Разливочные для налива нефтепродуктов в тару в зависимости от климатических условий и вида нефтегруза располагали в помещениях или на открытых площадках под навесом, а расфасовочные — только в помещениях. Указанные помещения должны были обладать повышенной огнестойкостью (II-III степени). Затаривание и отпуск легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, как правило, производились в отдельных зданиях или на отдельных площадках.

Отпуск нефтепродуктов осуществлялся из раздаточных резервуаров и мерников. Раздаточными называли резервуары малой вместимости (100 м3 и менее), предназначенные для подготовки к реализации небольших партий нефтепродуктов. Мерниками называли емкости малого объема для отпуска потребителям строго фиксированных партий нефтепродукта.

Раздаточные резервуары вместимостью 25 м3 при их общей емкости до 200 м3 допускалось устанавливать снаружи у «глухих» стен разливочных на расстоянии не менее 2 м. Если же в стенах разливочных имелись проемы, обращенные в сторону раздаточных резервуаров и мерников, то расстояние до них должно было быть не менее 30 м.

При подогреве и выдаче масел раздаточные резервуары вместимостью 25-75 м3 следовало размещать так, чтобы в помещении разливочной располагались только их торцы, а вместимостью до 25 м3 — допускалось устанавливать в помещении разливочной целиком при условии отвода паров из резервуаров за его пределы.

Резервуары для хранения масел суммарным объемом до 300 м3 разрешалось располагать в подвальных и полуподвальных помещениях одноэтажных частей зданий под разливочными, расфасовочными и сблокированными с ними складами хранения масел в таре.

Площадь пола разливочных устанавливалась из расчета 7 м2 на один раздаточный кран. Полы разливочных для этилированных бензинов выполняли из бензонепроницаемых материалов (бетон с цементной затиркой, плитка и т.п.) и оборудовали стоками. Для контроля отпуска при неисправности счетчиков в разливочной помещали товарные весы.

Перед помещением разливочной размещали погрузочно-разгрузочные площадки высотой 1-1,1 м, допускавшей свободную погрузку бочек на автомашины и выгрузку с них. Эти площадки были оборудованы средствами механизации (бочкоподъемниками, подвесными кран-балками и пр.), а помещения расфасовочных оборудовали транспортерами для подачи продукции на склад и погрузки в транспортные средства.

Для отпуска нефтепродуктов в разливочной устанавливали соответствующее количество кранов. Оно зависело от суточной реализации, сортности отпускаемых нефтепродуктов, производительности и коэффициента использования кранов. Расстояние между раздаточными кранами должно было составлять не менее 1 м, а высота установки крана от пола — не менее высоты стандартной бочки.

Она имеет 12 кранов: 8 расположены вдоль задней стены, а 4 — вдоль торцевых стен. Диаметр подводящих трубопроводов равен 100 мм, внутренних раздаточных патрубков и кранов — 50 мм. Требуемая производительность кранов достигается расположением мерников на такой высоте (по отношению к оси раздаточных патрубков), что она компенсирует суммарные потери напора в подводящем трубопроводе, воздухоотделителе, счетчике и разводящем трубопроводе, а также обеспечивает необходимый подпор нефтепродукта на входе в кран.

image156

Разливочная для темных нефтепродуктов и масел: 1- мерник; 2 — весы; 3 — раздаточный кран

image157

Раздаточный поворотный кран в разливочной:
1, 16 — трубы; 2 — болт; 3 — фланец; 4 — хомут; 5 — пробка 12 — грундбуксы; 7 — сальниковая набивка;
8, 9, 10 — кольца;11— шпилька; 13— гайка; 14- угольник; 15— наконечнику 17 — корпус; 18 — прокладка; 19 — ниппель

Раздаточные поворотные краны, монтируемые в разливочных, состоят из проходного пробкового крана диаметром 50 мм, поворотного сальника и раздаточного патрубка с наконечником 15. Открывают и закрывают кран вручную ключом, надеваемым на квадратную головку пробки 5. Недостатком таких кранов является то, что требуется постоянное наблюдение за наливом во избежание перелива нефтепродуктов.
Данного недостатка лишен кран «Автостоп», который автоматически закрывается при достижении определенного, заранее заданного уровня нефтепродукта в заполняемой таре. При помощи штуцера диаметром 25 или 37,6 мм наконечник присоединяется к раздаточному шлангу. При поднятии клапана 7 нефтепродукт проходит во впускную трубу и попадает через ее прорези в наполняемую тару. Клапан 7 удерживается в открытом состоянии при помощи рычага 8 и защелки (собачки) 1. При завершении наполнения тары поплавок 17 всплывает и стержнем 13 сбрасывает защелку 1. При этом клапан 7 садится на седло, плотно прижимаясь пружиной 10, и налив нефтепродукта прекращается. Установочный хомут 16 передвигается по впускной трубе, что дает возможность установить требуемый уровень наполнения тары

image159

Кран «Автостоп»:
1 — защелка; 2— держатель; 3— контргайка; 4,18— гайки; 5 — отверстие для болта; 6 — корпус; 7 — клапан;
8 — рычаг; 9 — крышка корпуса; 10 — пружина; 11 — шуруп-защелки; 12 — направляющая втулка; 13— стержень поплавка; 14— трубка;
15 — выпускная трубка; 16 — хомут; 17 — поплавок


Раздаточные шланги также оснащали и обычными шланговыми наконечниками.

image158

Шланговый наконечник:
1 — пружиный клапан; 2 — корпус; 3 — пружина; 4 — защелка; 5 — рукоятка; 6 — цепочка; 7 — трубка; 8 — колпачок

Такой наконечник состоит из корпуса 2, в котором находится пружинный клапан 1. При нажатии рукоятки 5 вниз клапан 1 поднимается, и нефтепродукт начинает поступать в тару по трубке 7 (колпачок 8 при этом снят). По окончании налива освобождается защелка 4, удерживающая рукоятку 5 и клапан 1, под действием пружины 3 садится на седло, перекрывая проход. Колпачок 8 служит для предохранения наконечника от загрязнения и предотвращения разлива нефтепродукта, оставшегося в трубке 7.
В настоящее время расфасовка нефтепродуктов преимущественно производится в местах их производства. 


Техническим специалистам