Покупателям


Снижение качества нефтепродуктов от обводнения

wpapers_ru_БулькВсе нефтепродукты непосредственно после получения на заводах содержат очень незначительное количество воды. Причины обводнения многообразны: поглощение влаги из атмосферного воздуха, при хранении, сливо-наливочных операциях, нарушение герметичности систем охлаждения, конденсация паров, смешение нефтепродуктов с подтоварной водой и т.д. Особенно велика возможность обводнения на технологических операциях с применением пара и воды, например, при разогреве мазута острым паром.

Многочисленными исследованиями ряда отечественных ученых установлено, что концентрация воды в углеводородах зависит от парциального давления и давления насыщенных паров воды и прямо пропорционально относительной влажности воздуха. Так например, увеличение относительной влажности воздуха с 20% до 80% приводит к увеличению содержания воды в керосине при температуре 18°С с 0,0015% до 0,005%, а при температуре 34°С с 0,003% до 0,011.

Растворимость воды в нефтепродуктах при прочих равных условиях зависит от химического состава, причем максимальная растворимость наблюдается в бензинах. Например, в авиационных бензинах при температуре –10 – +30°С может быть растворено от 0,007 до 0,03% веса воды. В реактивных топливах растворимость воды меньше, еще меньше растворяется вода в дизельных топливах (примерно в 3 раза меньше чем у бензинов и 1,5 раза чем в реактивных топливах). В маслах растворимость воды невелика и составляет около 0,001% вес.

Скорость обводнения существенно зависит от толщины слоя нефтепродукта. При прочих равных условиях скорость насыщения водой уменьшается с увеличением высоты взлива нефтепродуктов. Это объясняется увеличением времени, необходимого для диффузии воды в глубине слоя.

Вода существенно ухудшает качество нефтепродуктов за счет того, что ухудшаются низкотемпературные свойства, повышается вязкость, снижается прокачиваемость и фильтруемость, повышается температура кристаллизации, ухудшаются процессы горения, снижается теплота сгорания и КПД, усиливаются процессы коррозии, увеличивается склонность нефтепродукта к накоплению загрязнений, ухудшаются диэлектрические свойства.

Обводнение масла М-10В2 с 0 до 3% увеличивает скорость изнашивания пары «кольцо-втулка» в 2 раза. Износ поршневых колец с применением моторного масла М-20Г с присутствием воды может увеличиться в 4 раза, а износ вкладышей двигателя увеличивается на 80%. Эти данные более чем убедительно свидетельствуют о необходимости разработки средств и мероприятий по предотвращению обводнения нефтепродуктов на объектах хранения и транспорта.

Техническим специалистам