Покупателям


Испытание и промывка тепловых сетей

После завершения строительно-монтажных работ тепловые сети перед сдачей их в эксплуатацию подвергаются испытаниям на прочность и герметичность давлением воды (гидростатический метод) или воздуха (манометрический метод). При испытании проверяются герметичность и прочность сварных швов, труб, фланцевых соединений, арматуры и линейного оборудования (сальниковых компенсаторов, грязевиков и пр.).

Перед испытанием трубопроводов необходимо выполнить сле­дующие вспомогательные работы и организационные мероприя­тия:

  • проверить сроки действия согласований технологической схемы испытаний трубопроводов и в случае необходимости пере­согласовать проект производства работ с эксплуатационными службами и произвести оплату за отпуск теплофикационной или питьевой воды для заполнения трубопроводов;
  • проверить проект­ное положение подвижных опор;
  • надежно закрепить неподвижные опоры и засыпать их грунтом;
  • отключить заглушками испытыва­емые трубопроводы от действующих или уже сданных в эксплуа­тацию и от первой запорной арматуры, установленной в здании;
  • установить заглушки на концах испытываемых трубопроводов, а вместо сальниковых компенсаторов и секционирующих задвижек установить временно «катушки»;
  • присоединить пресс и трубопро­вод к источнику водоснабжении и установить манометры;
  • обес­печить на всем протяжении испытываемых трубопроводов доступ для внешнего осмотра и осмотра сварных швов на время прове­дения испытаний;
  • открыть полностью арматуру и байпасные ли­нии.

Для испытаний гидростатическим методом применяют гидрав­лические прессы, поршневые насосы с механическим или элект­рическим приводом. При выполнении испытаний на прочность и герметичность давление измеряют по аттестованным и апломби- рованным пружинным манометрам (не менее двух — один конт­рольный) класса не ниже 1,5 с диаметром корпуса не менее 160 мм и шкалой с номинальным давлением, равным 4/3 измеряемого.

Испытание водяных тепловых сетей гидростатическим методом производится пробным давлением, равным 1,25 рабочего, но не менее 1,6 МПа. Рабочее давление определяется давлением тепло­носителя на подающем трубопроводе ТЭЦ или котельной. При крутом профиле испытываемой сети избыточное давление в ниж­них точках не должно превышать 2,4 МПа. В противном случае испытание необходимо проводить по отдельным участкам. Испы­тание гидростатическим методом трубопроводов, уложенных в траншею при непроходных каналах, производится в два приема: предварительное и окончательное.

При предварительном испытании проверяют прочность и герме­тичность сварных швов и стенок трубопровода до установки арма­туры и линейного оборудования. До предварительного испытания теплопровод нельзя закрывать строительными конструкциями и засыпать. Предварительное испытание теплопроводов гидростати­ческим методом производится на небольших участках длиной не более 1 км, а также при прокладке в футлярах и гильзах.

Если теплопровод выполнен из труб с продольным или спи­ральным швом, то испытания проводят до устройства на трубо­проводе тепловой изоляции. Если же теплопровод сварен из цель­нотянутых бесшовных труб, то его испытание может производить­ся и после устройства тепловой изоляции при условии, чтобы сварочные стыки были свободны от изоляции и находились в мес­тах, доступных для осмотра.

При окончательном испытании строительство теплопровода должно быть полностью закончено в соответствии с проектом. При испытании проверяют места соединения отдельных участков (если предварительно теплопровод испытывался частями), сварные швы арматуры и линейного оборудования, плотность фланцевых соединений, корпусов линейного оборудования.

При наполнении трубопроводов водой и при спуске воды после испытания воздушные краны, устанавливаемые в высших точках профиля трубопровода, должны быть полностью открыты, а спуск­ные краны, обеспечивающие спуск воды не более чем за час, за­крыты. Чтобы вытеснить воздух из труб, водопровод подводят к нижней точке трубопровода.

Пробное давление во время испытания гидростатическим мето­дом выдерживают в течение времени, необходимого для визуаль­ного осмотра стыков, но не более 10 мин. Если во время испыта­ния пробным давлением не будет обнаружено по манометру па­дения давления, течей и запотевания сварных швов, то давление в испытываемом участке трубопровода снижают до рабочего, а тру­бопровод повторно осматривают. Результаты испытаний считают­ся удовлетворительными, если в течение всего времени испытания не обнаруживается падения давления по манометру, течи и запо­тевания сварных швов, разрывов, признаков сдвига или деформа­ций конструкций неподвижных опор. При появлении во время испытаний гидростатическим методом неплотностей в швах ис­правление их с помощью чеканки запрещается. Обнаруженные дефектные места вырубаются, зачищаются и свариваются вновь, после чего производится повторное испытание.

Испытание пневматическим методом. При низких температурах наружного воздуха и отсутствии подогретой воды для испытания трубопроводов строительно-монтажная организация может по со­гласованию с заказчиком и эксплуатационниками провести ис­пытание пневматическим методом. Испытание пневматическим методом проводят в следующей последовательности: очищают и продувают трубопровод; устанавливают заглушки и манометры; присоединяют компрессор к трубопроводу; наполняют трубопро­вод воздухом до заданного давления, приготовляют мыльный рас­твор; осматривают трубопровод, промазывают места соединения мыльным раствором и отмечают дефектные места; устраняют об­наруженные дефекты; повторно испытывают трубопровод; спус­кают воздух из трубопровода; отсоединяют компрессор от трубо­провода и снимают заглушки и манометры.

Неплотности на трубопроводе определяют по звуку просачи­вающегося воздуха, по пузырям, образующимся в месте утечки, если стыки и другие сварные соединения покрыты мыльным рас­твором, или по запаху, если к воздуху, подаваемому от компрессо­ра в трубопровод, добавляют аммиак, метил меркаптан и другие газы с резким запахом.

Наибольшее распространение получил способ проверки не­плотности трубопровода при его испытании пневматическим спо­собом с использованием мыльного раствора (100 г хозяйственного мыла растворяют в 1 л воды). В городских условиях испытание трубопроводов пневматическим методом производится на участке длиной не более 1000 м.

Вне населенных пунктов в виде исключения допускается про­водить испытание тепломагистралей на участках длиной до 3000 м. Трубопровод заполняют воздухом плавно, с подъемом давления не более 0,3 МПа в час. При достижении испытательного давле­ния, равного 1,25 рабочего давления, но не ниже 1,6 МПа, тепло­провод некоторое время выдерживается для выравнивания темпе­ратуры воздуха по длине участка.

Если при осмотре не обнаружены утечки, дефекты в сварных швах, нарушение целостности трубопровода, а также нет сдвига или деформации конструкций неподвижных опор, то трубопровод считается выдержавшим предварительное испытание. Длитель­ность предварительных испытаний определяется временем, необ­ходимым для выдерживания и тщательного осмотра трубопрово­дов.

В случае применения указанного испытания в качестве окон­чательного после завершения всех монтажно-сварочных работ давление в теплопроводе плавно доводится до испытательного и выдерживается в течение 30 мин. Если при этом отсутствуют признаки нарушения целостности трубопровода, то давление понижается до 0,3 МПа, и под таким давлением теплопровод выдерживают в течении 24 ч. После окончания всех строительно­монтажных работ производится окончательное испытание теп­лопроводов гидростатическим методом в теплое время года, а при низких температурах — с применением подогретой воды. О ре­зультатах испытаний составляется соответствующий акт в соот­ветствии со СНиП 41-02-2003.

Промывка трубопроводов. Трубопроводы водяных тепловых се­тей в закрытых системах теплоснабжения, как правило, подвер­гают гидропневматической промывке, т.е. смесью воды и воздуха. Целью промывки является очистка внутренней поверхности труб от случайно попавших в трубы строительного мусора, песка, гря­зи, ржавчины, окалины и т,п. Промывку целесообразно начинать немедленно после испытания труб, чтобы использовать уже зали­тую воду Необходимые для промывки спускные и воздушные кра­ны должны быть установлены на трубах до начала испытания тру­бопроводов.

Качественная промывка труб большого диаметра и большой протяженности требует создания больших скоростей движения воды, что достигается подмешиванием к промываемой воде сжа­того воздуха давлением 0,3-0,6 МПа. На промываемом участке теплопровода в нескольких местах в низких точках (через спускные краны) подается воздух от компрессоров. Сжатый воздух переме­шивает с водой осевшие в нижней части труб ржавчину, окалину, песок и грязь, а повышенная скорость способствует выбрасыванию их водой из теплопровода.

Трубопроводы водяных тепловых сетей открытых систем теп­лоснабжения необходимо промывать гидропневматическим спо­собом водой питьевого качества до полного осветления промы­вочной воды. По окончании промывки трубопроводы должны быть продезинфицированы путем заполнения их водой с содер­жанием активного хлора в дозе 75-100 мг/л при времени контак­та не менее 6 ч. Трубопроводы диаметром до 200 мм и протяжен­ностью до 1 км разрешается по согласованию с местными органа- ми санитарно-эпидемиологической службы хлорированию не подвергать и ограничиться промывкой водой питьевого каче­ства.

Промывка подающих и обратных теплопроводов в зависимости от их протяженности производится параллельно или последова­тельно участками или целыми магистралями. Обычно для про­мывки обратного трубопровода устраивается перемычка между подающей и обратной линиями. Диаметры патрубков для сброса воды, штуцеров для сжатого воздуха и перемычек определяются проектом или выбираются по справочной литературе в зависимо­сти от диаметра трубопровода.

Спуск воды из дренажей во время промывки контролируется и регулируется представителем эксплуатационной организации по количеству подпиточной воды и по давлению на обратной линии на ТЭЦ или котельной. Качество и осветленность воды предвари­тельно определяется визуально, а окончательно — лабораторным анализом.

По результатам промывки трубопроводов строительно-монтаж­ной организацией составляется акт по форме приложения 3 СНиП 3.05.03-85 с участием представителей технического надзора и экс­плуатационной организации.

Техническим специалистам