Покупателям


Конструкции стыков сборных каналов и способы их герметизации

Стыковые швы имеют большую протяженность и являются основным местом проникновения грунтовых вод внутрь каналов. На это указывает опыт эксплуатации подземных тепловых сетей.

В стенках каналов и тоннелей может быть рекомендован верти­кальный стыковой шов, представленный на рисунке ниже.

Уплотнение стыковых швов в стенках каналов

image19

1 — стыкуемые стенки; 2 — уплотнительный материал (заливка горячей мастикой)

В водонасыщенных фунтах и на затапливаемых участках трас­сы стыки должны выполняться водонепроницаемыми, что недо­стижимо при заделке швов цементным раствором. Надежную гер­метизацию достигают заливкой в швы горячей битумной мастики следующего состава (по массе): битум БН-V — 76%; резиновая крошка — 12%, остальное — волокнистый наполнитель (асбест). Может быть использована мастика заводского изготовления марок МБРР-100 и МБР-160. На участках трассы с умеренно-влажными песчаными грунтами для заделки швов рекомендуется раствор, составленный на специальном расширяющемся цементе марки ВБЦ (водостойкий безусадочный цемент) или расширяющемся быстросхватывающемся цементе марки ВРЦ (водостойкий рас­ширяющийся цемент). При их твердении не наблюдаются усадка и усадочные трещины.

В водонасыщенных фунтах заделку швов выполняют горячей битумной мастикой. При отсутствии фунтовых вод заделку швов выполняют раствором на расширяющемся цементе.

Уплотнение стыковых швов в днище каналов

image20image21

а — стык для уплотнения заливкой горячей мастикой; б — стык для замоноличивания бетоном (с выпуском концов арматуры);
1 — бетонная подготовка; 2 — цемент¬ная стяжка; 3 — стыкуемые плиты днища; 4 — стыкуемые стержни арматуры;
5 — заделка бетоном (на водонепроницаемом цементе); 6 — мастика

Плиты перекрытия и их стыки при заглублении 0,5—0,8 м от поверхности испытывают большие динамические нагрузки от ав­тотранспорта. Поэтому для сохранения необходимой прочности и герметичности заделываемых стыков следует применять мате­риалы, обладающие повышенной механической прочностью и пластичностью. Этим требованиям полностью удовлетворяют гер­метики: листовой пластифицированный поливинилхлорид (ПВХ), шланги из ПВХ, поробит, изготовляемый из полиуретанового по- ропласта в виде жгутов круглого и прямоугольного сечений. Эти герметики способны прочно приклеиваться (с помощью напри- тового клея 88-Н) к бетонным поверхностям плит перекрытия. Несколько уступает поробиту по механической прочности герме­тик пороизол, изготовляемый прессованием с резиновой крошкой и нефтяными остатками.

Уплотнение стыковых швов в плитах перекрытий каналов

image22image23

а — стык с уплотнением жгутом круглого сечения: 
1 — стыкуемые плиты; 2 — жгут из поропласта; б — стык с уплотнением поробитом: 3 — жгут из поробита; 4 — мастика

При стыковке плит днища со стенками сборных полупроходных каналов надежное и герметичное соединение позволяют получить конструкции. Для уплотнения в них использованы прокладки из пластичных материалов, шнуры и ленты из полиэтилена, полипропилена, полистирола или ПВХ, а также из резины. Стыки обладают способностью самоуплотне­ния, так как прокладки находятся в условиях постоянного сжатия под действием нагрузки грунтом.

Гидроизоляция каналов, тоннелей, камер и колодцев. На наруж­ные вертикальные и горизонтальные поверхности стен и перекры­тий каналов, тоннелей-коллекторов, камер и колодцев наносят обмазочную битумную изоляцию, представляющую водонепроницаемый слой битумной мастики. Изолируемые поверхности тща­тельно очищают от грязи, фунта и покрывают грунтовкой, состоя­щей из битумов, разжиженных бензином или уайт-спиритом в соотношении: 1 часть битума на 3 части растворителя. Перед на­несением мастики грунтовка должна высохнуть. Горячие битумные мастики для нанесения разогревают до 180—200 °С. Разогрев про­изводят в автогудронаторах. Расплавленная мастика под давлени­ем поступает по шлангу в «удочку» и через форсунку разбрызги­вается на огрунтованную поверхность. Вручную такие мастики наносят обмазыванием поверхности с помощью жестких щеток. Наносят мастики в 2-4 слоя общей толщиной 3-6 мм.

Оклеечную битумную гидроизоляцию делают в виде гидроизо­ляционного ковра из рулонных или гибких листовых гидроизоля­ционных материалов, наклеиваемых послойно битумом или мас­тикой на ровную, огрунтованную разжиженным битумом и высох­шую изолируемую поверхность.

Для устройства гидроизоляционного ковра применяют только гнилостойкие рулонные материалы: дегтебитумные, гидрокомо­вые, гидроизол, бризол, изол, стеклоткань, стекловойлок и др. Хорошо выполненная гидроизоляция с соблюдением технологи­ческих условий на изготовление материала и правил производства работ позволяет существенно повысить долговечность подземных тепловых сетей.

Техническим специалистам