Покупателям


Опорные конструкции

В тепловых сетях на трубопроводах устраивают опорные конст­рукции двух типов — подвижные (свободные) и неподвижные (мертвые). Опоры служат для восприятия усилия от трубопроводов и передачи их на несущие конструкции или грунт, а также для обеспечения совместного перемещения труб и изоляции при тем­пературных деформациях. Опоры являются ответственными дета­лями трубопроводов. От конструктивного решения и качества выполнения опорных конструкций во многом зависит надежность работы тепловых сетей.

Подвижные опоры служат для передачи веса трубопроводов и их изоляционных оболочек на несущие конструкции и обеспече­ния перемещений труб, происходящих вследствие изменения их длины при изменении температуры теплоносителя.

По принципу свободного перемещения различают подвижные опоры скользящие, катковые, шариковые и подвесные; их исполь­зуют во всех типах прокладок, кроме бесканальных*

Скользящие опоры, получившие наибольшее распространение, применяют независимо от горизонтальных перемещений трубо­проводов при всех способах прокладки и для всех диаметров труб. Эти опоры просты по конструкции и надежны в эксплуатации.

В тепловых трассах трубопроводы опираются на строительные конструкции тепловых каналов — опорные подушки с помощью скользящих опор, исключающих истирание труб во время пере­мещения вследствие температурных изменений. 

Технические характеристики скользящих опор

Условный проход Du, мм

Наружный диаметр Du

Высота Н, мм

Ширина В, мм

Длина опоры L, мм

Масса, кг

25

32

110

50

150

0,7

32

38

110

50

150

0,7

40

45

но

50

150

0.7

50

57

110

60

200

0,95

65

115

70

200

1.14

80

89

115

80

200

1,3

Варианты высоких и низких опор трубопроводов

image29

а — низкие скользящие опоры: 1 — направленная; 2 — свободная; б — высокая скользящая опора; в — катковая опора

Опоры трубопроводов скользящие высотой 100,150, 200 мм (серия 4.903-10, выпуск 5)

Условный проход труб Dy, мм

Обозначение

Длина опоры L, мм

Максимально допустимое осевое тепловое перемещение трубопро­вода, мм

25-150

Т1301 — Т13.12

170

90

Т14.01 — Т14.12

340

260

175-600

Т13.13 — Т13.39

170

90

Т14.13 — Т14.39

340

260

Т15.01 — Т15.27

680

600

700-1400

Т14.40 — Т14.57

340

220

Т15.28 — Т15.45

680

560

Пример обозначения скользящей опоры для трубопроводов: DH = 76 мм, Н я 100 мм; опора скользящая 76Т 13.04.

Опоры трубопроводов скользящие диэлектрические высотой 100,150, 200 мм (серия 4.903-10, выпуск 5)

Условный проход труб Dy, мм

Обозначение

Длина опоры L, мм

Максимально допустимое осевое тепловое перемещение трубопровода, мм

75-350

Т16.01 —Т16.15

170

90

T17.Q1 — Т17.15

340

260

Т18.01 — Т18.15

680

600

350-600

Т16.18 — Т16.30

170

90

Т17.16 — Т17.30

340

260

Т18.16 — Т18.30

680

600

700-1400

Т17.31 — Т17.48

340

220

Т18.31 — Т18.48

680

560

Диэлектрические скользящие опоры предназначены для электроизоляции трубопроводов от влияния источников блуж­дающих токов. Эти опоры существуют двух типов: опора скользя­щая хомутовая и опора скользящая бугельная. Для электроизоля­ции применяют листовой паронит.

Скользящие опоры подразделяются на низкие (90 мм) и высо­кие (140 мм). Низкие опоры используют для трубопроводов с теп­лоизоляцией толщиной до 80 мм, они имеют плоскость скольже­ния непосредственно у тела трубы. В местах их расположения должна быть снята тепловая изоляция. Высокие опоры применя­ются для трубопроводов с теплоизоляцией толщиной более 80 мм. Они имеют плоскость скольжения ниже поверхности теплоизоля­ции, и поэтому нет необходимости ее нарушать. При монтаже трубопроводов скользящие опоры приваривают к трубам и уста­навливают на железобетонные подушки, в верхней части которых заделываются стальные полосы для уменьшения сил трения и ис­тирания и обеспечения беспрепятственного скольжения стальных опор. Размеры подушек в плане и их армирование определяют расчетом на прочность из условий передачи нагрузки от труб с изоляцией и теплоносителем через бетонное дно канала на грунт.

Катковые опоры (качения) применяют для труб диаметром 200 мм и более при осевом перемещении труб при прокладке в тоннелях, на кронштейнах, на отдельно стоящих опорах и эстака­дах.

Применение катковых опор в непроходных каналах нецелесо­образно, так как они быстро корродируют. Катковые опоры на­дежно работают на прямолинейных участках сети. Установка кат­ковых опор на криволинейных участках не рекомендуется. В этом случае применяют шариковые опоры, которые, как и катковые, используют при прокладке в тоннелях.

Устройство неподвижных опор

Неподвижные опоры (НО) являются ответственной строитель­ной конструкцией, обязательной для всех канальных и бесканаль- ных тепловых сетей. Неподвижные опоры служат для распределе­ния удлинений трубопроводов и восприятия усилий от темпера­турных деформаций и внутреннего давления путем закрепления трубопровода в отдельной точке относительно каналов или несу­щих конструкций. Размещают неподвижные опоры между ком­пенсаторами и участками трубопроводов с естественной компен­сацией температурных удлинений таким образом, чтобы между каждыми двумя компенсаторами была одна неподвижная опора, а между двумя неподвижными опорами находился один компен­сатор. В зависимости от принятого способа компенсации темпе­ратурного удлинения труб конструкции компенсирующих устройств, усилия, действующие на неподвижную опору, могут изменяться в очень больших пределах. В тепловых сетях широкое распространение получили так называемые щитовые неподвижные опоры с приварными упорами-косынками к трубам, выполняемые по типовым чертежам.

Так, для непроходных каналов и бесканальной прокладки кон­струкцию индустриальной щитовой опоры выполняют в виде же­лезобетонных шитов с заделанными в них изолированными эле­ментами.

Щитовая неподвижная опора при установке

image30

а — в непроходном канапе; б — в бесканапьной теппотрассе; 
1 — жепезобетонная щитовая стенка; 2 — асбестовая прокладка; 3 — лобовая опора; 4 — перекрытие; 
5 — дренажное отверстие; 6 — дно канала; 7 — опорная бетонная подушка; 8 — отверстие для дренажной трубы

Разработана конструкция неподвижной опоры, в которой меж­ду телом железобетонного щита и рабочей трубой имеется воздуш­ный зазор, что позволяет нанести на рабочую трубу антикоррози­онное покрытие, а также исключить контакт поверхности трубы с влажным массивом бетона.

Техническим специалистам