Покупателям


Технологические трубопроводы АЗС

Технологические трубопроводы на автозаправочных станциях служат для приема и отпуска нефтепродуктов, отвода паров, образующихся в процессе слива автоцистерн, а также для удаления подтоварной воды и шлама. Соответственно, различают линии наполнения, выдачи, деаэрации и обесшламливания.

image198

Расположение технологического оборудования подземного резервуара АЗС:
1 — сливная муфта; 2 — сливной трубопровод; 3 — сливной фильтр; 4 — задвижка; 5 — технологический отсек;
6 — огнепреградитель; 7 — трубопровод наполнения; 8 — резервуар; 9 — замерный люк; 10 — угловой огнепреградитель;
11 — трубопровод деаэрации; 12— топливораздаточная колонка; 13— дыхательный клапан; 14— огнепреградитель; 15— кран; 16— задвижка;
17 — трубопровод выдачи топлива; 18 — горловина резервуара; 19— приемный (обратный) клапан

Линия наполнения — это комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом при сливе автоцистерны. Эта линия включает сливную муфту 2, сливной трубопровод 2, сливной фильтр 3, задвижку 4, огнепреградитель 6 и трубопровод наполнения 7.

Сливная муфта предназначена для соединения подающего рукава автоцистерны и трубопровода наполнения резервуара. Ее конструкция постоянно совершенствуется. В настоящее время наиболее распространены сливные муфты типов МС-1 и МС-1М с крышкой и эксцентриковым зажимом гайки, оборудованные фильтром и маслобензостойким уплотнением. В настоящее время наиболее распространены муфты сливные типа МС-2

image199

Муфта сливная МС-2:
1 — гайка нажимная; 2 — крышка; 3 — патрубок; 4 — кольцо резиновое

Сливная муфта присоединяется к сливному устройству резервуара патрубком 3 (соединение резьбовое). При необходимости присоединение может осуществляться через переходник (на рисунке не показан), ввернутый в патрубок. В нерабочем положении горловина патрубка закрывается крышкой 2, которая предохраняет от попадания в резервуар пыли, грязи, осадков, а также от проливов нефтепродуктов. Крышка поджимается к патрубку нажимной гайкой 1. Герметичность прилегания крышки (или наконечника присоединяемого рукава) обеспечивается резиновым кольцом 4, установленным в патрубке. Для удобства обслуживания и во избежание утери крышки последняя прикреплена к корпусу гибким тросиком.

Сливная труба соединяет быстросъемную сливную муфту 1 со сливным фильтром 3, задвижкой 4, огнепреградителем 6 и трубопроводом наполнения 7, находящимся внутри резервуара.

image200

Сливной фильтр:
1 — фильтрующая сетка; 2 — стакан; 3 — корпус; 4 — крышка; 5 — винт; 6 — пружина; 7 — скоба; 8 — прокладка; 9 — кольцо

Сливной фильтр представляет собой сварной корпус 3, внутри которого расположен фильтрующий элемент 1. Сверху корпус снабжен крышкой 4 с прокладкой 8. Крышка прижата к фланцу корпуса 3 с помощью скобы 7 и винта 5. Для фиксации фильтрующего элемента по отношению к кольцу 9 корпуса служит пружина 6. В нижней части фильтра установлен стакан 2 для сбора отделенных частиц мехпримесей. Благодаря тому, что выходной патрубок находится выше входного, сливной фильтр постоянно заполнен топливом.

Трубопровод наполнения заканчивается на расстоянии не более 200 мм от днища резервуара. Для предотвращения попадания в него наружного воздуха торец сливного трубопровода располагают ниже приемного клапана 19 на трубопроводе выдачи топлива 17, что позволяет обходиться без специального гидрозатвора. Трубопровод наполнения прокладывается подземно.

Оборудование, устанавливаемое на трубопроводе наполнения (сливная муфта, сливной фильтр, задвижка), должно размещаться в приямке или колодце, находящемся у площадки для автоцистерны или на самой площадке. При этом должны быть приняты меры по предотвращению повреждения указанного оборудования в результате наезда транспортных средств.

Стенки приямка (колодца) должны быть выполнены из негорючих материалов. Допускается изготовление колодца из трудногорючих материалов при условии заполнения его свободного пространства негорючим материалом.

Линия выдачи — это комплекс оборудования, с помощью которого осуществляется подача топлива из резервуара 8 к топливораздаточной колонке 12. Эта линия включает: приемный клапан 19, трубопровод 17 выдачи топлива Ду50 с толщиной стенки не менее 3 мм, огнепреградитель и задвижку 16.

Устройство остального оборудования линии выдачи известно.

Линия деаэрации — это комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается пожаровзрывобезопасное сообщение газового пространства резервуара с атмосферой. Эта линия состоит из следующих элементов : дыхательного клапана 13, огнепреградители 14, крана 15 и 50-миллиметровош трубопровода деаэрации 11 с фланцем, которым он присоединяется к фланцу на крышке резервуара, размещенному в технологическом отсеке 5.

Дыхательный клапан 13 устанавливается на высоте около 2,5 м. Он срабатывает при избыточном давлении в газовом пространстве резервуара, равном 1400±50 Па, и вакууме 100-150 Па. Огнепреградитель 14 служит для предотвращения проникновения пламени внутрь резервуара при вероятном пожаре. Кран 15 на линии деаэрации предназначен для перекрытия трубопровода при работах по замене и обслуживанию дыхательного клапана, а также при испытаниях резервуара на герметичность.

Резервуары (и отдельные камеры в многокамерных резервуарах) рекомендуется оснащать раздельными системами деаэрации. Допускается для резервуаров (камер) с одинаковым видом топлива использовать газовую обвязку с общим дыхательным клапаном при условии установки огнепреградителей в местах врезки в нее отводов от резервуаров (камер).

Устройство совместной газовой обвязки резервуаров (камер) с бензином и дизельным топливом не допускается.

Линия обесшламливания  — это комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды и частиц мехпримесей (шлама) закрытым способом. Данная линия используется также для опорожнения резервуара от остатков нефтепродукта (когда его уровень ниже обратного клапана) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом.

Линия состоит из стационарной и мобильной частей. Стационарная часть представлена трубопроводом Ду40, который в резервуаре соединяется с коллектором для забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а вне его заканчивается штуцером, герметично закрывающимся заглушкой. Мобильная часть состоит из ручного насоса, гибких рукавов и переносной емкости для сбора шлама.

При необходимости удаления шлама, остатков нефтепродукта, а также моющего раствора снимается заглушка со штуцера и к нему присоединяется гибкий рукав, ведущий к ручному насосу, а другой рукав соединяет насос с переносной емкостью для шлама.

Все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны быть металлическими и надежно соединены.

Соединение фланцев должно осуществляться по принципу «шип-паз». Они должны быть плотно затянуты на прокладках из бензостойкого материала.

Запорная и регулирующая арматура, установленная на трубопроводах, должна быть стальной и снабжена нумерацией, соответствующей технологической схеме. На всасывающих трубопроводах топливораздаточных колонок должны устанавливаться обратные клапаны для предотвращения перемещения жидкостей в обратном направлении. Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны содержаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопровода. На них должны быть указатели крайних положений.

Одностенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключающих проникновение возможных утечек топлива за их пределы. Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом. При использовании двустенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство без лотков.

Запрещается прокладывать технологические трубопроводы в общих траншеях с газопроводами, пожарным водопроводом, тепловыми сетями, а также кабелями высокого и низкого напряжения.

Наземные участки технологических трубопроводов должны быть покрыты антикоррозийной изоляцией, а наземные — окрашены. 

Техническим специалистам