Транспортирование газа

Основной способ транспортирования горючих газов — подача их от места получения до места потребления по трубопрово­дам, достигающим десятков тысяч километров.

Принципиальная схема газотранспортной системы показана на рисунке.

Газ из скважины подступает в сепараторы, где от него отделяют­ся твердые и жидкие механические примеси. Далее по промысловым газопроводам газ поступает в коллекторы и в промысловые газорас­пределительные станции (ПГРС). Здесь газ вновь очищают в масля­ных пылеуловителях, осушают, одорируют, снижают давление газа до расчетного значения, принятого в магистральном газопроводе. В начальный период эксплуатации пластовое давление бывает достаточным. Головную компрессорную станцию строят только после снижения давления в пласте. Промежуточные компрессорные стан­ции располагают примерно через 150 км. Для возможности прове­дения ремонтов предусматривают линейную запорную арматуру, которую устанавливают не реже чем через 25 км. Для надежности газоснабжения и возможности транспортировать большие потоки газа современные магистральные газопроводы выполнят в две или несколько ниток.

Принципиальная схема газотранспортной системы

11

Ск — скважины; Сеп — сепараторы; ПГ — промысловые газопроводы; ПГРС — промысловая газораспределительная станция; МГ — магистральный газопровод;
ПКС — промежуточная компрессорная станция; ЛЗА — линейная запорная арматура; ГРС — газораспределительная станция; ПХ — подземное хранилище газа; ПП — промежуточный потребитель

Газопровод заканчивается газораспределительной станцией (или несколькими ГРС), которая подает газ крупному городу или про­мышленному узлу. Система магистрального транспортирования газа от промыслов до потребителей является достаточно жесткой, так как ее аккумулирующая способность невелика и может лишь частично покрыть внутрисуточную неравномерность потребления. Для покры­тия сезонной неравномерности используют подземные хранилища. Магистральные газопроводы выполняют из стальных труб диаметром до 1420 мм, соединяемых сваркой. Трубы изготовляют из высокока­чественных углеродистых и легированных сталей. Использование труб больших диаметров повышает экономичность газотранспортной системы. Газопроводы рассчитывают на максимальное давление в 7,5 МПа, которое получается после компрессорной станции. По мере движения газа его давление уменьшается, так как потенци­альная энергия расходуется на преодоление гидравлических сопро­тивлений. Компрессорные станции большой производительности оборудуют турбокомпрессорами. Оптимальный диаметр газопрово­да и число компрессорных станции определяют технико-экономическим расчетом.