История развития сети нефтепродуктообеспечения в России

История нефтиПринято считать годом рождения нефтяной промышленности в России 1864 год - год перехода бурения скважин от ручного способа к механизированному.

Хранение же добываемой нефти осуществлялось с истоков добычи нефти. Вначале добываемая нефть хранилась на промыслах и нефтескладах в естественных земляных котлованах и в искусственных хранилищах. Эти хранилища представляли собой земляные ямы-амбары глубиной до 4-6 метров в глинистых фунтах пли пол земные каменные резервуары, перекрытые каменными сводчатыми крышами или деревянными конусными крышами.

Стенки каменных хранилищ строились на глинистом растворе, смешанном с овечьей шерстью. Максимальная емкость таких хранилищ была от 20 до 70 тыс. м. Строились земляные хранилища практически без противопожарных разрывов, между ними предусматривались лишь проезды небольшой ширины - до 4—6 метров. Поэтому группа таких хранилищ представляла большую опасность в пожарном отношении, так как при загорании одного хранилища огонь сразу же перебрасывался на соседние хранилища.

Впоследствии земляные хранилища стали строить по типовому проекту с соблюдением противопожарных разрывов и возможностью тушения пожара современными средствами. Размеры типового хранилища составляли: емкость — 5O тыс. м длина — 200 м. ширина -40 м и глубина — 9 м.

Последние земляные емкости были построены в Астрахани в 1967 году. В настоящее время строительство и эксплуатация земляных хранилищ запрещены по противопожарным и экологическим требованиям.

Первый стальной резервуар был построен по проекту ВТ. Шухова в 1978 году.

Железобетонные хранилища стали строить в СССР в основном во второй половине XX столетия.

Сбыт нефти и нефтепродуктов в России до 1917 года осуществлялся на комиссионных условиях различными нефтяными компаниями ("Братья Нобель", "Океан", «Ассадулаева» и др.).

Государственное регулирование рынка нефтепродуктов было введено в конце 1915 года, когда было создано «Особое совещание по топливу (ОСОТОПК Это регулирование практически сводилось к упорядочению нефтеперевозок железнодорожным и водным транспортом, и не ограничивало деятельность нефтяных компаний и нефтепромышленников.

В 1916 году государство ввело oгpaничение цен на поставляемые нефтепродукты, были введены предельные цены для всех потребителей, затем был принят закон о принудительных поставках топлива, то есть в этот период произошло ограничение деятельности нефтепромышленников в области свободной продажи нефтепродуктов.

Основными видами нефтепродуктов в России до 1917 года являлись нефтяное топливо и керосины. Ниже приводятся справочные данные о потреблении этих нефтепродуктов в период 1912-1917 гг.

Основные грузопотоки нефти и нефтепродуктов в России шли с Кавказа через Каспийское морс на Волгу через сеть старейших нефтебаз — Махачкалинскую, группу Астраханских. Царицинскую. Саратовскую, Батраки, Самарскую, Сормовскую, Ярославскую и другие. В Черноморском бассейне грузопотоки ниш через нефтебазы Батуми, Туапсе, Одессы.

До 1988 года в России насчитывалось более тысячи нефтескладов различной емкости. После гражданской войны их число сократилось примерно в десять раз. Перед началом восстановительных работ (1920 год) нефтесклады находились в крайне отсталом и технически неудовлетворительном состоянии, практически система нефтеснабжения в масштабе страны отсутствовала. Она осуществлялась в частном порядке.

После Октябрьской революции нефтяная промышленность в России была национализирована. В 1921 году с вводом новой экономической промышленности началось возрождение системы нефтеснабжения страны.

В январе 1922 года был организован «Нефтеторг», который впоследствии был переорганизован в «Нефтессиндикат», «Союзнефть», «Главнефтссбыт», «Главнефтеснабы» и «Госкомнефтепродукты» союзных республик СССР.

Основной задачей этих объединений была организация в стране единой системы нефтепродуктообеспечения с функциями распределения и поставки в пределах устаноатенных фондов. Характерные показатели и развития системы нефтеснабжения в СССР приведены в таблице.

Характерные показатели и развития системы нефтеснабжения в СССР

Годы

Общая поставка

Внутри страны

Внешний рынок

млн,т

млн,т

%

млн,т

%

1913

1,72

1,13

65.7

0.59

34,3

1927

2,79

1,29

46.2

1.5

53.8

1932

7.08

4,28

60,4

2.8

39,6

1940

11,3

10.68

94,5

0.62

5,5


Число реконструированных и вновь построечных нефтебаз составляло 1686.Особое внимание было уделено внимание развитию сети нефтебаз на Дальнем Востоке, где были построены нефтебазы в Хабаровске, Владивостоке, Комсомольск-на-Амуре. Николаеве, на Сахалине.Перед началом Великой Отечественной войны добыча нефти в СССР достигла 31.1 млн. тонн, а реализация нефтепродуктов -около 25 млн. тонн.

За эти годы были введены нефтепроводы Баку-Батуми. Грозный-Туапсе, Армавир-Ннкитовка, Гурьев-Орск. Махачкала-Грозный, Ишимбай-Уфа. Обшая протяженность нефтепроводов составила 4100 км с общей пропускной способностью 7.9 млн. тонн в год.

В трудных условиях военных лет были построены жизненно важные магистральные трубопроводы — нефтепровод Оха-Софийское протяженностью 387 км и керосинопровод Астрахань- Урбах-Саратов протяженностью 656 км.

В голы войны системе нефтсснабжения страны был нанесен колоссальный ущерб. Из 1686 нефтебаз сохранилось около 750. было потеряно около 2200 тыс. м' ре зсрвуарной емкости, то есть четвертая всей довоенной емкости. В послевоенные годы первостепенной задачей стало восстановление и реконструкция нефте-базового хозяйства страны, которая была завершена в 1950 году.

Одновременно с восстановлением сети нефтебаз и магистральных трубопроводов проводились работы по техническому перевооружению действующих нефтебаз, увеличению объема резервуарной емкости, совершенствованию железнодорожных сливо-наливных устройств, реконструкции причальных сооружений. В эти годы значительно возросло потребление нефтепродуктов, поэтому потребовалось наращивать мощности нефтебаз.

После восстановительного периода в стране проводились работы по увеличению сети распределительных нефтебаз, с целью приближения этих структурных подразделений непосредственно к потребителю. В этих же целях I960 году «Главнефтеснабу» были переданы склады ГСМ колхозов и совхозов, которые практически все требовали полной реконструкции и модернизации, так как были в отсталом техническом состоянии и не отвечали требованиям пожарной безопасности. Поэтому часть из них были закрыты. а остальные были в течение десятилетия реконструированы и пополнили сеть распределительных нефтебаз.

В 1959-1960 голах «Главнефтеснабу» были переданы и все автозаправочные станции (АЗС). По сути дела, это было началом создания в стране разветвленной сети АЗС, самого приближенного к потребителю звена, задачей которого было не только обеспечение потребителей топливом и маслами, но и внедрение новых форм обслуживания, создание имиджа всей системе нефтес-набжения. Строительство АЗС шло высокими темпами, и уже в 1977 году их насчитывалось в стране более 7000 единии различной мощности.

1971-1975 годы отличились новым этаном развития системы нефтепродукпюбеспечения, он характерен внедрением системы автоматизированною управления «АСУ-нсфтеснаб*. Эта система была предусмотрена с охватом трех уровней управления:

  • на уровне Центрального аппарата Гланнефтеснаба РСФСР;
  • на уровне региональных и областных управлений;
  • на уровне предприятий (АСУ нефтебаз, АСУ АЗС).

В 1990 году Госкомнефтепродухт РСФСР был преобразован в государственный концерн «Роспефтепродукт» РФ. В его состав пошло: областных объединений 71, перевалочных нефтебаз-74, распределительных нефтебаз 1140. Объем резервуарной емкости в это время составлял около 2,42 млн. м', а годовой объем реализации нефтепродуктов — 127,7 млн. тонн. Число АЗС на этот период составляло 7761 единиц, с годовой реализацией 28 млн. тонн.
В период 1993—1995 гг. в Российской Федерации система нефте-продуктообеспечения была вновь переорганизована, были созданы нефтяные компании на базе региональных структур «Роснеф-тепродукта». В таблице приведены наименования и производственные мощности вновь организованных нефтяных компаний.

Характеристика акционерных нефтяных компаний РФ

Наименование акционерных обществ

Количество АО, вошедших в ПК

Количество нефтебаз, вошедших в НК

Объем резервуариои емкости, вошедшей в НК, млн. м

количество АЗС, вошедших в НК

РОСНЕФТЬ

16

157

3100

1052

ЛУКОЙЛ

7

122

2751

898

ЮКОС

9

172

1976

940

СУРГУТНЕФТЬГАЗ

8

83

889

450

СИДАНКО

13

168

3771

1190

ВОСТОЧНАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ

5

84

1548

533

ОНАКО

1

24

222

162

НОРСИ-ОЙЛ

5

69

1347

473

СЛАВНЕФТЬ

3

35

737

231

ТАТНЕФТЕХИМИНВЕСТ ХОЛДИНГ

1

20

625

211

Предприятия БАШКОРСТАНА

1

31

598

331

КОМИ ТЭК

1

31

598

331

Почти вес из указанных компаний осуществляют вертикальную нитрацию (ВИНК) по технологической цепочке от добычи и переработки нефти до се сбыта и посыпки сотовой продукции - нефтепродуктов. Небольшим исключением можно считать компанию "Татнефть", которая в настающее время не имеет собственного МПЗ и осуществляет переработку нефти на завозах других компаний. Ниже приводятся краткие исторические фаны создания некоторых нефтяных холдингов и их территориальное размещение в Российской Федерации

.