Количественные потери нефти и нефтепродуктов

Количественные потери нефтепродуктов на нефтебазах происходят в основном по причине различного рода утечек и разливов нефти и нефтепродуктов.

Причины утечек и разливов:

  • неудовлетворительное техническое состояние резервуаров, трубопроводов и оборудования;

  • несовершенство технологических процессов;

  • несоблюдение установленного регламента проведения технологических операций;

  • низкий уровень технического обслуживания технологического оборудования;

  • отказ систем автоматического контроля, регулирования и сигнализации процессов налива нефти и нефтепродуктов в резервуары и транспортные средства;

  • халатное отношение обслуживающего персонала к выполнению своих функциональных обязанностей, то есть от «человеческого фактора», и т.д.

При хранении нефти и нефтепродуктов в резервуарах:

  • нарушение герметичности днищ и корпусов стальных резервуаров по причине коррозии;

  • нарушение герметичности подземных трубопроводов по причине коррозии;

  • утечки через сальниковые уплотнения коренных задвижек, управлений хлопушками, сифонных кранов;

  • износ прокладок фланцевых соединений лазовых люков, приемораздаточных патрубков и задвижек;

  • при спуске подтоварной воды через сифонные краны;

  • при зачистке резервуаров от остатков нефтепродуктов и другие причины.

Аварийные потери нефти и нефтепродуктов при хранении могут быть в случаях:

  • разливов при разрушении корпуса резервуара;

  • переливов резервуаров при их заполнении по причине отказа средств КИПиА или по халатности обслуживающего персонала;

  • при коррозии подземных трубопроводов;

  • при коррозии днищ резервуаров и другие;

При проведении технологических операций:

1. При проведении железнодорожных сливо-наливных операций:

  • неисправные клапана железнодорожных цистерн;

  • негерметичные шарнирные узлы сливных приборов и наливные рукава;

  • негерметичные сальниковые устройства задвижек и фланцевые соединения;

  • прокорродированные подземные трубопроводы и коллекторы;

  • неполный слив нефтепродуктов из цистерн и другие.

Аварийные потери при железнодорожных операциях могут быть:

  • при разливе нефтепродуктов при произвольном разъединении сливной линии и заклинивание клапанов цистерн;

  • при переливах цистерн по причине отказа средств КИПиА или по халатности наливщиков;

  • при неправильном режиме подогрева нефтепродуктов в цистернах, сопровождающимся выбросом нефтепродуктов из колпаков цистерн;

  • при переливах «нулевых резервуаров» или переполнении сливных коллекторов эстакад;

2. При проведении операций по сливу и наливу судов:

  • при нарушении герметичности шарнирных узлов стендеров или резиново-тканевых рукавов;

  • при нарушении герметичности сальниковых устройств задвижек и фланцевых соединений;

Аварийные потери могут быть по причинам:

  • при разливах нефтепродуктов по причине произвольного разъединения стендеров или разрыве рукавов;

  • при разливах нефтепродуктов при разъединении стендеров или разрыве рукавов под действием гидравлических ударов при зачистке остатков нефтепродуктов в судах поршневыми насосами;

  • при переливах танков по причине отказа средств КИПиА или по халатности команды танкера;

  • при грузотечности судна, полученной при недостаточной глубине или засоренности судового хода;

  • при еисправности сливных приборов и другие.

3. При проведении операций по наливу автоцистерн:

  • при разливах нефтепродуктов по причине неисправности запорных клапанов цистерн;

  • при утечках через негерметичные шарнирные узлы наливных систем;

  • при утечках через сальники задвижек и фланцевые соединения трубопроводов;

  • при утечках нефтепродуктов через прорродированные подземные наливные трубопроводы и другие причины.

Аварийные потери могут быть:

  • разливы при произвольном выходе из люка цистерны наливной трубы;

  • переливы цистерн по причине отказа средств КИПиА наливной системы или по халатности операторов и водителя автомобиля и другие.