Шлангующие устройства на причалах

Механизированные и автоматизированные шлангующие устройства, которыми оснащаются современные причалы нефтебаз, вытеснили из применения способ шланговки судов с помощью резинотканевых напорно-всасывающих рукавов. Недостатком способа шланговки с применением рукавов была их ненадежность в работе. Резиновые слои рукавов под действием нефтепродуктов набухали и расслаивались, а под действием давления прочностная основа — ткань разрушалась. В результате рукава разрывались и происходило частое загрязнение водоемов нефтепродуктами. Рукава, как правило, не выдерживали гарантированного срока службы и менялись несколько раз за навигацию. Пришедшие на смену рукавам стальные стендеры разрешили проблему и бесконечные споры между пароходствами и нефтяниками о том, кто должен подавать рукава для шланговки — танкер или нефтебаза, и, соответственно, нести ответственность за загрязнение водоемов при авариях.

В 70-х годах прошлого столетия в России были созданы шлангующие установки — стендеры нескольких типов для налива-слива нефтеналивных судов. Первые отечественные стендеры с ручным приводом диаметром Ду-250 мм, рассчитанные на рабочее давление Р = 1,0 МПа (10 кг/см2), были разработаны институтом «ЧерноморНИИпроект» и испытаны на Новороссийской нефтебазе. Эти стендеры представляли собой гибкий шарнирный трубопровод с пятью степенями свободы. Стендеры показали хорошую надежность и безотказность в работе.

Стендер конструкции института "ЧерноморНИИпроект"

Стендер конструкции института ЧерноморНИИпроект

Однако эти стендеры были рассчитаны на работу в условиях моря с небольшим перепадом уровня воды, и для работы в условиях рек были не всегда приемлемы. Первые стендеры типа УРУ для работы в речных условиях были разработаны СКБ «Транс- нефтеавтоматика». Стендеры практически имеют такие же технические параметры, но имеют больший диапазон перемещения, более простую конструкцию, меньшие габариты присоединительной головки.

Стендеры типа УРУ имеют присоединительную головку с ручными винтовыми захватами. Астраханское ЦКБ МРФ разработало присоединительную головку с гидравлическим приводом, но, к сожалению, эта конструкция не нашла широкого применения, несмотря на свои преимущества: имела меньшие габариты и менее трудоемкий процесс ее присоединения.

Большой вклад в разработку конструкций стендеров был внесен институтом ВНИИКАнефтегаз, разработавшего конструкции стендеров типа АСН-6А-1 и АСН-16, удовлетворяющих всем требованиям ГОСТ 19762-74.

По сравнению с гибкими рукавами поворотные, стальные стендеры обеспечивают безотказность в работе и надежную герметичность шлангующей линии во время перекачки нефтепродуктов. Внедрение стендеров позволило уменьшить стояночное время нефтеналивного флота, сократить время на вспомогательные операции, значительно увеличить производительность слива и налива нефтепродуктов и облегчить труд обслуживающего персонала причалов.

Современные стендеры работают в широком диапазоне температур перекачиваемого продукта, при высоком давлении, и могут управляться дистанционно. При помощи гидравлических соединителей стендеры автоматически подключаются к фланцам погрузо- разгрузочных трубопроводов танкеров. Конструкция стендеров имеет пять степеней свободы и позволяет производить слив или налив нефтепродуктов при небольшом перемещении танкера относительно причала. Пять степеней свободы стендера обеспечиваются применением конструкции сочлененного трубопровода с шестью шарнирами, работающих в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. На случаи отхода судна за пределы зоны действия стендеров во время налива или слива на стендерах предусмотрена система автоматического аварийного разъединения шлангующей линии с одновременным закрытием отсечных заслонок на танкере, в головке стендера и на причале (пирсе). Блокировка рассчитана на предупреждение разлива нефтепродукта и загрязнения водоема.

С целью унификации и стандартизации размеров фланцев и диаметров приемных и разгрузочных патрубков нефтеналивных судов, по рекомендациям Международной комиссии по танкерам, в России разработаны нормали МВЕ-125-65 «Суда нефтеналивные. Требования к расположению, диаметрам и конструкциям приемно-разгрузочных патрубков трубопроводов». Требования нормали к конструкции стендеров рассчитаны на подключение их как к манифольдам морских танкеров с высокими бортами, так и низкими бортами речных танкеров и барж. В соответствии с требованиями ГОСТ 19762-74 «Автоматизированные системы налива и слива морских, речных и озерных судов. Стендеры», в настоящее время выпускаются стендеры двух типов:

  • PC - с ручным перемещением подвижных звеньев, диаметрами Ду-100, 150, 200, 250 мм;

  • АС — с автоматизированным управлением, диаметрами Ду- 100, 150, 200, 250, 300, 400, 500 мм.

В таблицах приводятся технические характеристики стендеров и сведения о возможности их применении.

Совместимость фланцев патрубков стендеров и судов

Диаметр стендера Ду, мм

Внутренний диаметр приемно-сливных патрубков судна, мм

50

70

100

150

200

250

300

350

400

500

100

+

+

+

+

+

150

+

+

+

+

+

200

+

+

+

+

+

250

+

+

+

+

+

300

+

+

+

+

+

400

+

+

+

500

+

+

Область применения стендеров для морских пирсов и судов 

Диаметр стендера, Ду, мм

Шубина у пирса,м

Расчетный дедвейт судна (не более), т

Производительность (не менее), т/ч

Сфера действия стендера по высоте, м

250

5,75

8,25

9,75

5 000

10 000

25 000

500

1 000

2 500

6

10

12

300

13

60 000

6 000

15,5

400

15

16,5

100 000

более 100 000

8 000

10 000

18,0

22,0