Сливные и наливные железнодорожные устройства

На нефтебазах для проведения сливных и наливных операций в железнодорожные цистерны применяются различные устройства и сооружения, конструкции которых в основном зависят:

  • от количества одновременно наливаемых или сливаемых вагонов цистерн;

  • от физических и химических свойств нефти и нефтепродуктов. При сливе-наливе одиночных цистерн применяются одиночные стояки, при групповом или маршрутном сливе-наливе применяются эстакады.

Одиночные сливо-наливные стояки

На рисунке показано устройство одного из первых типовых железнодорожных сливных стояков, предназначенного для немеханизированного слива светлых нефтепродуктов.

Стояк сливо-наливной немеханизированный

Стояк сливо-наливной немеханизированный

1- стояк грузовой, 2 - стояк зачистной, 3 - косынка, 4 - ограничитель,

5 - поворотный сальник, 6 - опора, 7 - насос ручной, 8 - задвижка-вентиль,

9 - хомут, 10 - основной грузовой рукав, 11 - зачистной рукав Ду-40,

12 - наконечник на рукавах, 13 - фундамент

Стояк оборудован двумя рукавами — основным грузовым Ду-80 с наконечником из алюминиевого сплава с прорезями против присасывания рукава, и зачистным рукавом Ду-40 мм с обратным клапаном на конце, чтобы освобождать цистерну до минимального остатка. По норме остаток в цистерне должен быть не более 1 см. На стояке устанавливался ручной насос типа Альвейера №10. Стояк в свое время был прогрессивным сливо-наливным устройством, облегчающим трудоемкие работы по заправке длинных рукавов в горловину цистерны с земли.

На рисунке показан тот же несколько модернизированный стояк под механизированный слив, то есть с помощью насосного агрегата типа АСВН-80 или СЦЛ.

Стояк сливо-наливной механизированный

Стояк сливо-наливной механизированный

1 - стояк, 2 - косынка, 3 - стопор ограничителя, 4 - опорная стойка, 5 - хомут, 6 - сальник,

7 - вентиль, 8 - устройство для соединения резинового рукава с трубой, 9 - рукав диаметром 80-100 мм,

10 - рукав диаметром 40 мм, 11 - наконечники к рукавам, 12 - патрубок для нижнего слива,

13 - сифонная труба, 14 - зачистная труба, 15- резиновый рукав, 16 - кладка,

17 - косынка, 18 - вентиль, 19 - ограничитель, 20 - рукоятка для поворота, 21 - задвижка

Недостатком конструкции такого стояка является то, что не исключаются неудобства и трудности, связанные с заправкой рукавов в горловины цистерн, для чего требуется подняться по стремянке цистерны на ее верх, поднять и заправить в горловину рукав. Те же самые трудности нужно преодолеть, чтобы замерить уровень нефтепродукта в цистерне и отобрать пробу. Для этого необходимо подняться с замерным инструментом и пробоотборником. Поэтому эти стояки стали строить с площадками обслуживания и переходными трапами на цистерну, а рукава поднимать и опускать с применением грузовых стрел-укосин и ручных лебедок. Кроме того, к коллектору стояка стали подключать приборы нижнего слива, что позволило сливать цистерны как через верх — горловину, так и через нижний сливной патрубок. Эскиз такого стояка показан на рисунке.

Схема устройства железнодорожного сливо-наливного стояка с обслуживающими площадками и прибором нижнего слива

Схема устройства железнодорожного сливо-наливного стояка с обслуживающими площадками и прибором нижнего слива

1 - лестница, 2 - конструкция площадки обслуживания, 3 - бетонный фундамент, 4 - коллектор трубопровода,

5 - прибор нижнего слива, 6 - бетонная площадка фронта слива-налива, 7 - железнодорожное полотно,

8 - стояк верхнего слива-налива, 9 - переходный мостик, 10 - сливо-наливной рукав,

11,14 - стрела-укосина с опорой, 12,13,15 - трос, направляющий ролик и ручная лебедка