Сооружения нефтебаз при реализации нефтепродуктов

Потребителям нефтепродукты отпускаются на распределительных нефтебазах и на автозаправочных станциях, реже на перевалочных нефтебазах. Для отпуска нефтепродуктов на нефтебазах строятся специальные сооружения: наливные пункты с автоматизированными системами налива или автомобильные эстакады; разливочные; расфасовочные: складские помещения и другие.

Топливо отпускается в автоцистерны и бочки; масла — в автоцистерны; бочки и мелкую тару в расфасованном виде.

В настоящее время с развитием широкой сети автозаправочных станций несколько изменилась форма работы распределительных нефтебаз. Значительно уменьшился объем отпуска топлива и масел в бочки через разливочные и увеличился объем налива в автоцистерны и отпуска в мелкую тару в расфасованном виде. А в связи с увеличением грузоподъемности автоцистерн (до 50 и более тонн) соответственно увеличилась мощность наливных пунктов и производительность наливных систем с 60 до 90 м3/ч.

В связи с внедрением ведущими нефтяными компаниями, такими как НК «ЛУКОЙЛ», НК «Роснефть» и другими, поточных линий по расфасовке масел в металлические бочки емкостью от 100 до 200 литров и в мелкую полиэтиленовую тару от I до 50 литров, отпала необходимость содержать на нефтебазах разливочные и примитивные расфасовочные установки. Потребители стали получать масла в расфасованном виде в бочках непосредственно с тарных складов, и в полиэтиленовой таре на АЗС и в специализированных магазинах. Отпуск масел в расфасованной таре на АЗС полностью вытеснил отпуск масел наливом через маслоколонки в тару потребителя и доливку масла непосредственно в картер двигателя. Это направление в реализации масел позволило сохранять качество масел, и повысить культуру обслуживания на нефтебазах и АЗС.

В связи с потерей в работе нефтебаз значимости разливочных и расфасовочных установок в настоящем учебнике раздел по их устройству не освещается.

Уходят в прошлое и автомобильные эстакады по наливу светлых нефтепродуктов в автоцистерны. Увеличение грузоподъемности и габаритов автоцистерн потребовало неоднократного увеличения высоты пролетов эстакад. Кроме того, отпуск нефтепродуктов через устаревшие наливные эстакад создает большие трудности в работе. Во-первых, затрудняется контроль за наполнением цистерн, который осуществляется визуально наливщиком и водителем цистерны через люк цистерны, во-вторых, в этом месте создается вредная и взрывоопасная смесь паров с воздухом. Внедрение автоматизированных систем налива типа АСН-5П и АСН-5Н позволило решить многие проблемы, которые имели место при наливе через эстакады.