Устройство автоматизированных наливных пунктов

На нефтебазах с небольшим объемом реализации светлых нефтепродуктов до 10000 тонн в год отпуск их в автоцистерны производится через одиночные стояки типа НС или полуавтоматические системы налива типа АСН-5П. При больших объемах реализации строятся наливные пункты с применением автоматизированных систем налива АСН-5Н.

Оборудование наливных систем АСН-5П и АСН-5Н одинаковое, отличие состоит в том, что управление первыми системами производится с пульта, установленного непосредственно на наливном островке, у вторых систем — управление наливом осуществляется дистанционно с пульта оператора с заданием дозы налива и контролем ее выбора с помощью специального считывающего устройства или компьютера. Пульт дистанционного управления наливом располагается в специальном помещении. Помещение операторной должно располагаться таким образом, чтобы оператору был обеспечен обзор всех наливных систем и стоящих под наливом автоцистерн, чтобы он имел возможность контролировать налив не только с помощью компьютера, но и визуально, и при аварийной ситуации остановить налив дистанционно с пульта.

В состав сооружений наливного пункта обычно входят: стоянка для автоцистерн; здание конторы для предварительного оформления товарно-транспортных накладных на отпуск нефтепродукта; проходная с двумя воротами (въездом и выездом); наливной площадки с островками, на которых расположены наливные системы; техническое здание с помещениями для слесарной мастерской, по ремонту систем КИПиА и другие.

В здании операторной предусматриваются помещения: служебные (рабочее место с пультом управления наливом, для электрощита) и санитарно-бытовые назначения (гардеробные, санузлы, душевая, комната приема пищи и другие).

На наливном пункте наиболее опасным сооружением в противопожарном отношении является наливная площадка, на которой происходит открытый налив нефтепродуктами автоцистерн — класс опасности по ПУЭ В-1г с опасной зоной 20 м по горизонтали и вертикали. Поэтому здание операторной должно располагаться за ее пределами, то есть не ближе 20 м. Разрывы от операторной до остальных зданий принимаются с учетом степени их огнестойкости.

На рисунке показан примерный план размещения наливного пункта.

На наливных пунктах обычно устанавливается следующий порядок отпуска нефтепродуктов:

  • водитель предварительно оформляет товарно-транспортные накладные в бухгалтерии нефтебазы - 2;
  • далее водитель регистрирует эти накладные на проходной (КПП) 4 с указанием время въезда автомобиля на территорию, и после получения разрешения въезжает на территорию пункта и подъезжает к окну операторной, отдает товарно-транспортные накладные оператору и получает ключ от наливной системы;
  • оператор на пульте задает дозу налива, указанную в накладной, и выдает водителю ключ от наливной системы;

  • водитель подъезжает к указанной системе налива - 7; заземляет автоцистерну и заправляет наливную трубу стояка в горловину цистерны; вставляет ключ системы в посадочное место на пульте; открывает клапан-отсекатель КДП и нажимает кнопку «Пуск»;

  • если все операции выполнены правильно, то включается насосный агрегат и начинается налив, который идет до полной выдачи заданной дозы или до предельного уровня, то есть до тарировочной планки, установленной в горловине цистерны;

  • если заданная доза превышает объем цистерны, то налив автоматически прекращается при достижении предельного уровня;

  • после прекращения налива водитель выводит наливную трубу из горловины цистерны в прежнее нерабочее положение; закрывает люк; отсоединяет заземление; вынимает ключ из пульта; подъезжает к окну оператора с другой стороны здания; сдает ключ от системы и получает готовые оформленные документы на фактически отпущенное количество нефтепродукта с пропуском на вывоз груза;
  • при выезде на КПП охрана проверяет уровень взлива нефтепродукта в цистерне, регистрирует в журнале время выезда цистерны и оставляет у себя один экземпляр товарно-транспортной накладной, которую по окончании смены сдает в бухгалтерию. В случае превышения уровня нефтепродукта в горловине сверх планки, автоцистерна направляется на сдачу излишне налитого нефтепродукта.

Излишне налитое количество нефтепродукта против заданной дозы возможно в случаях неправильной установки наливной трубы на люке горловины цистерны, то есть выше верхней кромки люка. Иногда это делается умышленно. В целях правильной фиксации наливной трубы предусматривается установка на фланце трубы конечного выключателя, который блокирует в цепи управления пуск электродвигателя насоса.

Также блокируется пуск электродвигателя насоса в случаях отсутствия заземления автоцистерны для отвода статического электричества и отсутствия ключа от системы, который выдается водителю на случай недопущения ошибочного подъезда к наливной системе с другим сортом нефтепродукта.

В целях пожарной безопасности въезд и выезд автоцистерн на наливной пункт меняется в зависимости от направления ветра. Не исключены случаи самопроизвольного выхода наливной трубы из горловины цистерны, в этих случаях налив автоматически останавливается, но остатки нефтепродуктов в виде брызг падают на автоцистерну. При этом очень важно, чтобы брызги не относились ветром в сторону двигателя автоцистерны, так как это грозит возникновением пожара. Поэтому цистерны при постановке под налив должны быть направлены капотом против ветра.

План наливного пункта нефтебазы

План наливного пункта нефтебазы

1 - контора для выписки товарно-транспортных накладных, 2 - ограждение, 3 - въезд и выезд, 4 - проходная,

5 - операторная, 6 - газон, 7 - набивные островки с автоматизированными системами АСН-5Н, 8 - мастерская

Водитель осуществляет контроль за наливом нефтепродукта в цистерне и по счетчику. На случай необходимости остановки налива в экстренном порядке на пульте установлена кнопка «Стоп», которой водитель может воспользоваться. Остановить налив в аварийном порядке также может оператор нефтебазы с дистанционного пульта управления наливом.