Устройство пирсов нефтебаз

Пирсовое расположение причальной линии, как правило, принимается в морских нефтяных портах, расположенных в бухтах, с шириной более 2 км, и при ограниченной береговой полосе.

В связи с большими размерами морских нефтеналивных судов и необходимостью обеспечения значительных глубин линия кордона пирсов выносится на значительное расстояние от берега.

Для приема нефтеналивных судов существуют три основных типа причальных сооружений:

  • эстакадный пирс для причаливания с двух сторон;

  • Т-образный или Г-образный пирс, причальная линия которого расположена обычно под прямым углом к берегу;

  • односторонний продольный причал открытого берегового фронта.

    Расстояние между сливо-наливными пирсами в морских, озерных портах и в портах на водохранилищах должно быть не менее 200 м при перегрузке жидкостей с температурой вспышки паров 28° С и ниже и не менее 150 м при перегрузке жидкостей с температурой вспышки

    паров выше 28 °С, но в обоих случаях не менее длины расчетного судна, принятой при проектировании причального сооружения.

    Расстояние между танкерами по противопожарным нормам с обеих сторон пирса должно быть не менее 50 м. Между танкерами, пришвартованными к причалам один за другим, интервал должен быть 20—30 м. Ширина пирса устанавливается также с учетом технологических требований и требований промышленной безопасности. На пирсе должно быть предусмотрено размещение следующего оборудования, сооружений и помещений:

  • шлангующие стендеры для погрузки и выгрузки нефти и нефтепродуктов;

    •дополнительные стендеры для приема вод, загрязненных нефтепродуктами — балластных, подсланевых и других;

  • устройства для бункеровки танкеров топливом;

  • устройства для приема танкером запаса питьевой воды;

  • трансформаторные подстанции;

  • комплекс сооружений по сбору и очистке акватории от нефтепродуктов в случаях аварийных разливов (боновые заграждения: вакуумные сборные емкости и откачивающие средства, зачистные трубопроводы и т.д.);

  • прожекторные мачты с устройством молниезащиты и отвода статического электричества;

  • вспомогательные помещения (операторные, слесарные мастерские, складские помещения и т.д.);

  • автомобильные противопожарные проезды и другие сооружения.

    На пирсах должны быть проложены технологические, инженерные и противопожарные коммуникации:

  • технологические трубопроводы на необходимый ассортимент нефтепродуктов;

  • зачистные трубопроводы;

  • трубопроводы для приема балластных и подсланевых вод;

  • питьевой и противопожарный водопровод;

  • линии пенного тушения;

  • электрические кабели и кабели связи, КИПиА.

На пирсах должно быть предусмотрено общее прожекторное освещение и местное освещение рабочих мест. Средства освещения следует располагать таким образом, чтобы они не мешали управлению судами при движении по акватории вблизи пирсов и при подходе и отходе от них.

Наиболее удобны в этом отношении пирсы, устройство которых выполнено в виде молов с вертикальной бетонной стенкой или из металлического шпунта.