Железнодорожные пути и тупики нефтебаз

Сеть железнодорожной сети на нефтебазах проектируется в зависимости от объема технологических операций и, соответственно, от состава сливо-наливных устройств в соответствии с требованиями СНиП 2.11.0-93.

На распределительных нефтебазах обычно строится один железнодорожный тупик, на котором располагаются сливные устройства для светлых нефтепродуктов и отдельно для масел и темных нефтепродуктов, а также склады с разгрузочными площадками для приема нефтепродуктов в таре.

На перевалочных нефтебазах с большим грузооборотом и ассортиментом нефтегрузов проектируется сеть железнодорожных путей, состоящих из:

  • рабочих тупиков, на которых устанавливаются вагоны для погрузки и разгрузки нефтепродуктов;

  • маневровых путей и обгонных или сквозных путей для вывода составов при пожаре или занятости других путей;

  • тупиков с погрузо-разгрузочными площадками и тарными складами.

Расстояния между параллельными тупиками должны быть не менее 20 м. Расстояния между тупиками и обгонными путями принимаются по нормам МПС. На рисунке показаны схемы существующих железнодорожных путей на некоторых нефтебазах, специализированных на работе с нефтепродуктами различных классов.

Возможные примерные схемы железнодорожных путей на нефтебазах

Возможные примерные схемы железнодорожных путей на нефтебазах

а,б,в - варианты схем железнодорожных тупиков.

1 - склады тарных грузов, 2 - сливо-наливной фронт

Длина тупика должна быть больше длины фронта налива слива на длину прикрытия тепловоза — 20 м и длину улавливания цистерны в конце тупика. В конце тупика должен быть установлен упорный брус с земляной засыпкой путей на длину, установленными нормами НПС. На расстоянии 20 м от начала фронта слива на бровке тупика должен быть установлен сигнальный бетонный столбик, за который тепловозу запрещается заходить. Тупик должен быть строго горизонтальный, рельсы рекомендуется укладывать на железобетонных шпалах, хотя по противопожарным нормам допускается установка деревянных шпал, пропитанных огнестойкими растворами. Тупик должен быть заземлен с установкой заземляющих устройств через каждые 50 м, но не менее чем в двух точках. Электрическое сопротивление заземляющего контура должно быть не более 10 Ом.

Постель железнодорожного тупика должна выполняться по нормам технического проектирования железнодорожных сооружений. Фронт слива-налива по длине тупика должен иметь сплошное бетонное покрытие в виде горизонтальной площадки с устройством по боковым сторонам бордюров высотой не менее 20 см. По всей длине площадки (в центре между шпалами или вдоль бордюров) должны быть построены бетонные лотки для сбора и отвода разлитых нефтепродуктов в аварийные нулевые резервуары. Бетонная площадка должна иметь небольшой уклон в сторону лотков. Лотки должны соединяться с промливневой канализацией нефтебазы и с аварийным нулевым резервуаром, обычно устанавливаемым в конце тупика. Лотки по требованиям охраны труда должны перекрываться решетками-трапами. Емкость нулевого резервуара-сборника должна быть не менее объема наибольшей цистерны. Соединение лотков с нулевым резервуаром и промливневой канализацией должно осуществляться через переключающий запорный клапан, с помощью которого сборный лоток перед проведением сливо-наливных операций подключается к аварийному резервуару, а после окончания операции — к промливневой канализации. На фронтах слива, предназначенных для слива-налива темных нефтепродуктов в лотках, прокладывается пароподогреватель из трубы диаметром Ду-20—25 мм.