Особенности архитектуры небоскребов США и Канады

Влияние общественно-экономических факторов на градо­строительство особенно ярко проявилось в США, где строительство высотных зданий велось не только по экономическим и социальным соображениям; это было своеобразное выражение технического и промышленного потенциала страны, в какой-то мере выражение престижности. Английский теоретик Ричард писал, что они – дети­ще стального каркаса, электрического лифта, высоких цен на землю и привязанности американцев к рекламе.

Начало современного применения каркасных конструкций было положено в 1848 г. в США, когда по проекту изобретателя каркаса Джеймса Богардуса было построено 5-этажное здание фаб­рики в Нью-Йорке. Многие универмаги, склады и административ­ные здания в то время в Соединенных Штатах Америки строились с применением каркасных конструкций. В книге «Архитектура и же­лезо» (Нью-Йорк, 1885 г.) 3. Гидион, известный исследователь архи­тектуры, пишет: «Мистер Богардус первым выдвинул идею сопер­ничества с прекрасными античными произведениями архитектуры с помощью нового материала – чугуна». Для первой Всеминой выставки в Нью-Йорке в 1853 г. Дж. Богардус предложил проект, который представлял огромный круглый амфитеатр радиусом 360 м. Высота наружной стены в этом проекте достигала 18 м. В середине амфитеатра предполагалось возведение 90-метровой башни. Приме­чательным в проекте было применение стандартных колонн и балок из чугуна, которые после проведения выставки могли быть разобра­ны и применены при строительстве других зданий. Работы Дж. Богардуса были смелым предвидением путей развития архитектуры.

На уровне эскизных предложений и инженерных расчетов идея применения стального каркаса для строительства высотных 20- 50 и даже 100-этажных зданий прорабатывалась архитектором из Миннеаполиса Л.C. Баффингтоном. В 1880 г. он даже запатентовал так называемые «Клуд Скраперс» (облакоскрёбы), но его неологизм не вписался в жизнь, а идея не получила распространения. Но уже в начале 80-х гг. XIX столетия в одном из кварталов Чикаго появились 12-и, 23-этажные здания. Эти здания имели, как правило, однофунк­циональное назначение – конторское, банковское и др. Причем за­стройка высотных зданий велась концентрированно, на одной или нескольких строительных площадках возводилось несколько высот­ных административных и гостиничных зданий при незначительном количестве многофункциональных зданий, что вообще характерно для американской застройки.

Первым «самым высоким зданием в мире» стал 21-этажный 90-метровый Масонский храм, построенный в 1895 г. (рисунок ниже). Одним из новшеств, впервые примененных в этом высотном здании, стала смотровая площадка. Использование панорамы, которая открывалась с высотного здания (в качестве развлечения для посетителей), было новым подходом для того времени. В последующем такие обзорные площадки проектировались на многих зданиях. Так, на 40-м этаже «Сингер тауэр» была расположена терраса, на которую за определен­ную плату мог подняться каждый желающий. Такие смотровые пло­щадки стали обязательным атрибутом большинства небоскребов: «Метрополитен Лайф Иншуренс тауэр», «Вулворт билдинг», «Крайс­лер билдинг», «Эмпайр Стейт билдинг» и многих других.

Здание «Масоник темпл» (Чикаго, США)

1

В архитектуре зданий и сооружений главенствует эклектика, архитекторы важное значение придавали завершению зданий, кото­рые в большинстве случаев оканчивались башнями различной кон­фигурации и высоты. Во многих городах США существовали огра­ничения по высотности зданий.

Так, в Лос-Анджелесе были приняты законы, в которых оговаривалась максимальная высота здания – не более 46 м. В Филадельфии и Бос­тоне запрещалось строительство мно­гоэтажных зданий выше карнизов ис­торических зданий. Высотные здания в то время строились практически только в двух городах США – Чикаго и Нью-Йорке.

Происходит преобразование вы­сотных зданий от небольшой башенки с развитым нижним объемом к высо­кой башне с низкой стилобатной ча­стью. Одним из классических по архи­тектуре зданий того времени стало Муниципальное здание, построенное в 1913 г. в Чикаго (рисунок ниже).

Здание имело трехчастное текто­ническое деление (подиум – основная несущая часть и верхняя часть). Такое же деление было и в здании «Враглей билдинг» (рисунок ниже).

Здания с развитым стилобатом и башней (Чикаго, США)

а)19 

б)20

а – Мунициавльное здание; б – «Враглей билдинг»

Постепенное совершенствование методе расчета стальных каркасов позволило постоянно увеличивать их высоту. Так, в 1905 г. было построено 50-этажное здание «Метрополитен Лайф Иншуренс тауэр» (арх. Н. Ле Бран) в Нью-Йорке (рисунок ниже). В 1908 г. Эрнст Флэг спроектировал новую башню для уже существующего 14-этажного «Сингер тауэра» (рисунок ниже). Высота «Сингер тауэра» (187 м) сделала его самым известным зданием в Америке и самым высоким офисным зданием в мире того времени.

Здания с вертикальной башней на малоэтажном стилобате (Нью-Йорк, США)

а)21

 б)22

а – «Метрополитен Лайф»; б – «Сингер тауэр»

В 1893 г. в Чикаго появляется первый закон о зонировании ограничивающий высоту возводимых зданий 39 м, и первенство развитии новой градостроительной формы переходит к Нью-Йорку. В других городах доминантами скайлайна (небесной линии) остаются отдельные исторические вертикали: ратуша в Филадельфии, башня таможни в Бостоне, башня «Ферри-порт» в Сан-Франциско, купола Капитолиев в Бостоне, Атланте, Денвере и др. Осуществляются попытки создания высотных зданий в историческом стиле. Готика, романский стиль и бикс-Арта используются в качестве метафор для связи нового со старым.

В Нью-Йорке эволюция высотного строительства была определена двумя факторами: развитие идеи башни и влияние эклектики. Одним из первых зданий, получивших название «карандаш», стало здание «Банкерс Траст Компани билдинг» (рисунок ниже), верхняя часть которого напоминает о Мазолее Галикарнаса.

В 1910 г. в Нью-Йорке было возведено здание башенного типа «Либерти плаза» (арх. Г. Кобб) с четырехскатной крышей и неоготическими фронтонами (рисунок ниже).

Здания в виде отдельной башни (Нью-Йорк, США)

а)23 

б)24

а – «Банкерс тауэрс»; б – «Либерти плаза»

Исторический процесс сме­шения стилей при проектировании небоскребов продолжился со строительством в 1913 г. (арх. Г. Гилберт) 59-этажного здания «Вул­ворт билдинг» 241,4 м (рисунок ниже). Этот небоскрёб был назван Двор­цом коммерции, в нем были смонтированы самые быстрые лифты, а ночью это здание освещалось прожекторами, что для того времени было необычным решением. Указанное здание не только установило новый рекорд высоты того времени, но и стало предшественником офисных зданий. Небоскрёб стал образцом архитектуры высотных зданий начала XX столетия. Элегантная массивная часть здания и стройные пропорции венчающей башни не очень сильно затеняют улицы и рядом стоящие здания. Тонкий силуэт «Вул­ворт билдинг» резко контрастирует с массивным «Эквитэйбл билдинг». Как и желал заказчик, здание стало символом коммерческого успеха компании и на долгое время – символом города. Впервые после возведения этого здания появился термин «небоскреб», который впоследствии был распространен по всему миру.

Здание «Вул­ворт билдинг» (Нью-Йорк, США)

а)25 

б)25_1

а – общий вид; б – элементы декора здания

Продолжающееся стремление строителей и заказчиков максимально использовать все возможности участка земли за счет высоты привело к тому, что произошел обратный сдвиг – от тонких башенных форм к более компактным, высоки блочным структурам. Таким зданием стал 39-этажный, составленный из двух блоков «Эквитэйбл билдинг», построенный в 1915 г., с eго возведением массивность достигла предела – оно затеняло все рядом стоящие здания. В результате в 1916 г. Нью-Йорке был принят Закон о зонировании, который связывал высоту здания с требованиям окружающих его зданий. Согласно закону, чем меньше габарит верхней части здания, тем выше оно может быть. И если по достижении определенной высоты размер здания составляет не больше четверти от размера площади застройки, высота здания не ограничивается.

Этот закон коренным образом изменил эстетическое восприятие новых проектов небоскребов и, следовательно, архитектурного облика города в целом. Построенные здания представляли собой высотные структуры, состоящие из трех-четырех уровней с выступающими пиками. Этот стиль назвали «свадебный пирог». В результате поиска путей обхода принятого закона разработчики пришли к выводу, что если площадь следующего уровня здания уменьшать на четверть по сравнению с площадью предыдущего уровня в соответствии с требованиями о «сокращении», то можно строить здания бесконечной высоты. Возобладало строительство ступенчатых высотных зданий, которые создавали возможность освещения улиц солнечным светом и обеспечивали просматриваемость неба в городской застройке. Таким примером может служить 33-этажное здание отеля «Савойя плаза» (рисунок ниже) высотой 128 м (арх. Мак-Кир Мид, Белый), построенное в 1927 г. в Нью-Йорке.

Здание отеля «Савойя плаза» (Нью-Йорк, США)

26 

26_1

К началу 1930-х годов возрождается творческое наследие чикагской школы. Как отмечает B.Л. Хайт, в это время вырабатываются новые представления о масштабности, силуэте, соответствующие им композиционные приемы и эстетические критерии. В эти годы в Нью-Йорке были возведены наиболее известные небоскребы в театральном стиле арт-деко – «Крайслер билдинг» высотой 319 м, спроектированный арх. Уильямом ван Алленом, и «Эмпайр Стейт билдинг» (рисунок ниже), ознаменовавшие новый подъем высот­ного строительства.

Здание «Эмпайр Стейт билдинг» (Нью-Йорк, США)

27

В 1930 г. в Чикаго было 32 здания высотой более 90 м. В Фила­дельфии в 1932 г. была возведена 290-метровая башня «Американ интернешнл билдинг». После этого высота зданий стала расти с фан­тастической быстротой: в Нью-Йорке «Эмпайр Стейт билдинг» вырос до 381 м, позже его обогнал Всемирный торговый центр – 415 м.

Новым направлением архитектурной концепции стал ком­плекс «Рокфеллер центр» (рисунок ниже), построенный в 1939 г., вклю­чающий в свой состав 19 зданий, самым высоким из них было 72-этажное «РСА Билдинг», спроектированное архитекторами Худом и Фулоу, Хофмейстером, Корбетом, Харрисоном и Мак Мюрреем. Возведенный в Нью-Йорке в течение 30-70-х гг. прошло­го столетия, этот комплекс стал «городом в городе», имея в своем составе такие нововведения, как открытые пространства и сады на крышах, площадь и концертный зал, массу других помещений раз­личного функционального назначения. Строительство этого ком­плекса показало, как разумное сочетание функций и заранее сплани­рованная интеграция небоскребов в существующий район могут создать совершенно новое городское образование. Новые достижения в искусственном освещении, механической вентиляции обеспечили возможность проектировать и строить более широкие и высокие корпуса. В 1950-х гг. наблюдается расширение области строительств высотных зданий, во многих городах США.

Деловой комплекс «Рокфеллер центр» (Нью-Йорк, США)

28

В городах других стран также стали возводиться небоскребы высотой более 25 этажей, например в Атланте было построено 16 высотных зданий, в Филадельфии – 19, а в Далласе – 15. Строительство небоскребов распространилось практически на все крупные города США. В это время активное развитие получает высотная застройка в Сан-Франциско, Бостоне и Денвере, которая сформировалась в основном в период международного стиля, что привело к преобладанию в этих городах прямоугольных объемов высотных зданий. Постепенно офисные пластины международного стиля почти полностью разрушают многоплановый силуэт, заслоняют не только высотные символы предыдущих периодов, но и природно окружение. Визуальная плотность «кулисы» из мрачных небоскрёбов, подступившей вплотную к акватории, достигает критической величины, практически не позволяя зданиям более позднего периода разнообразить скайлайн города. Всемирный торговый центр (рисунок ниже), так назывался комплекс из семи зданий, спроектированных Минору Ямасаки, американским архитектором японского происхождения, официально открыт 4 апреля 1973 г. Архитектурной доминантой комплекса были две башни-близнецы, каждая по 110 этажей – Северная (высотой 417 м, а с учетом установленной на крыше антенны – 526,3 м) и Южная (высотой 415 м), на которой была размещена смотровая площадка. 11 сентября 2001 г. комплекс ВТЦ был разрушен в результате террористических атак. Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими небоскрёбами в мире (до этого высочайшим зданием было здание «Эмпайр Стейт билдинг», которое после разрушения ВТЦ вновь стало самым высоким зданием Нью-Йорка).

Всемирный торговый центр (Нью-Йорк, США)

29

Согласно официальной версии девятнадцать арабов угнали четыре самолета, два из которых врезались в башни Всемирного торгового центра. Это стало причиной пожара, в результате которого расплавились стальные несущие балки, что стало причиной обрушения башен.

Наступивший в 90-е гг. прошлого столетия биоэкологический период потребовал от проектировщиков новых подходов к проектированию зданий, с учетом энергоэффективности, снижением вредных воздействий на окружающую среду, таких как башня Америки (рисунок ниже), построенная в Нью-Йорке, имеющая высоту 366 м. Здание является крупнейшим потребителем электричества, причем не только из-за своих офисных и торговых площадей, ресторанов, мага­зинов бытового обслуживания, художественной галереи и обзорной площадки, но и из-за своих освещенных прогулочных дорожек, от­крытых круглосуточно в течение всей недели. Всё сооружение изго­товлено из безвредных для окружающей среды и здоровья людей ма­териалов, часть из которых является отходами промышленности, под­вергшимися утилизации и переработке. В здании налажена экономия воды, применяются энергосберегающие технологии, включая эколо­гически чистые системы отопления и кондиционирования помеще­ний. Также башня имеет систему накопления «серой» воды, которая вместе с дождевой водой очищается и подается для вторичного использования в системе водоснабжения здания.

Башня Банка Америки (Нью-Йорк, США)

30

Банк Америки также настоял на том, чтобы небоскреб был выполнен большей частью из переработанных материалов, которые в будущем также можно будет утилизировать.

Перспективное проектирование в США ведется в направлении энергосберегающих высотных зданий, что достигается:

  • использованием ветровой энергии, которая преобразуется в энергию для обогрева, вентиляции и кондиционирования (вместо того чтобы создавать ветровую нагрузку на само здание);
  • ориентацией зданий относительно солнца, позволяющей максимально использовать солнечную энергию;
  • использованием современных материалов, в частности ис­пользованием теплоизолирующего стекла и двухслойных навесных стен, что сокращает нагревание и уменьшает потребность в исполь­зовании климатического оборудования;
  • утилизацией тепловой энергии, когда использованный воз­дух направляется в зазор между двойными стенами здания и в даль­нейшем используется в качестве теплоносителя в системах конди­ционирования/отопления.