Эксплуатация основного оборудования АЗС
Эксплуатация резервуаров
На каждый резервуар составляются технический паспорт установленного образца и градуировочная таблица, ведутся журнал учета ремонта оборудования (текущего обслуживания), технологические карты на замену оборудования, акты по техническому обслуживанию и ремонту.
Последние три документа прилагаются к техническому паспорту, в котором также указываются:
■ номер резервуара по технологической схеме;
■ инвентарный номер резервуара;
■ номинальная вместимость резервуара;
■ высотный трафарет (базовая высота);
■ марка хранимого нефтепродукта;
■ способ размещения (наземный или подземный);
■ форма резервуара (РГС, РВС, прямоугольный и т.д.);
■ форма днищ резервуара (плоские, сферические, конусные и т.д.);
■ вес резервуара;
■ геометрические размеры -(длина, диаметр, толщина стенки и т.д.).
Резервуар должен иметь табличку с указанием его номера, марки хранимого продукта, максимального уровня наполнения и высотного трафарета. Последняя величина измеряется ежегодно в летний период, а также после выполнения ремонтных работ. Результат измерений оформляется актом, который прикладывается к градуировочной таблице резервуара.
На каждую секцию многосекционного резервуара распространяются требования, как на отдельный резервуар.
Гидравлические испытания резервуаров (вновь введенных, реконструированных, отремонтированных) проводятся путем их полного заполнения водой с выдержкой в заполненном состоянии в течение 72 ч и контроля уровня.
Для поддержания резервуаров в работоспособном состоянии и предотвращения аварий проводятся следующие плановые работы:
■ осмотр и техническое обслуживание;
■ профилактическое обслуживание;
■ контроль за отсутствием утечек;
■ зачистка от воды, грязи и ржавчины.
Сроки осмотра резервуаров и их оборудования
Объект осмотра |
Сроки осмотра |
Люк замерный |
Каждый раз при пользовании, но не реже одного раза в месяц |
Дыхательный клапан |
В соответствии с инструкцией заводаизготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года, и не реже одного раза в неделю при температуре наружного воздуха ниже нуля |
Огневой предохранитель |
Не реже одного раза в месяц при положительной температуре наружного воздуха, и не реже двух раз в месяц при температуре ниже нуля |
Прибор для замера уровня |
В соответствии с инструкцией заводаизготовителя, но не реже одного раза в месяц |
Заземляющее устройство |
Не реже одного раза в месяц |
Сливной фильтр |
Не реже одного раза в месяц |
Всасывающий клапан |
Не реже одного раза в месяц |
Прокладка крышки горловины |
Два раза в год |
Изоляция резервуара |
Один раз в три года |
Предотвращение утечек нефтепродуктов из резервуаров обеспечивается постоянным и периодическим контролем их герметичности.
Для наземных резервуаров постоянный контроль за отсутствием утечек осуществляется путем визуальных осмотров.
Контроль за герметичностью подземных одностенных резервуаров производится путем непрерывного наблюдения за появлением нефтепродукта в наиболее низкой части пространства, образуемого стенками резервуаров и оболочек, в которых они находятся.
Постоянный контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров производится путем непрерывного автоматического контроля: либо уровня жидкости в нем (например, с помощью датчика — сигнализатора уровня жидкости в расширительном бачке), либо избыточного давления газа в межстенном пространстве (с помощью соответствующего датчика — сигнализатора давления). При разгерметизации системы срабатывает световая и звуковая сигнализация, и наполнение резервуара автоматически прекращается.Периодический контроль герметичности одностенных резервуаров осуществляется наблюдением за падением уровня топлива в них в период длительного хранения (когда операции приема и выдачи топлива не производятся в течение 3 ч и более). Можно производить периодические пневматические испытания резервуаров, опорожненных от топлива. Для этого в них инертным газом создают избыточное давление, не превышающее 0,025 МПа и наблюдают за его сохранением в течение 30 мин.
Для периодического контроля герметичности двустенного резервуара производится создание избыточного давления инертным газом в межстенном пространстве. Так как его объем значительно меньше, чем резервуара, то данным методом можно зафиксировать более мелкие утечки.
В соответствии с требованиями государственных стандартов предусмотрена зачистка резервуаров следующей периодичности:
■ для масел с присадками — не реже одного раза в год;
■ для остальных масел, автобензинов и дизельных топлив — не реже одного раза в два года.
Как и на нефтебазах, зачистку резервуаров АЗС производят:
■ при их ремонте и диагностике;
■ перед калибровкой резервуаров;
■ при смене марки хранимого нефтепродукта;
■ по мере необходимости.
Используемые методы зачистки:
■ ручной, когда все технологические операции выполняют без использования каких-либо механизированных средств;
■ механизированный, когда при зачистке используют насосы с пневмоприводом, механические щетки и т.д.;
■ комбинированный, предусматривающий сочетание ручного и механизированного методов.
Как правило, применяют последний метод.
Различают частичную и полную зачистку резервуаров. Частичная зачистка включает следующие операции:
■ удаление оставшегося нефтепродукта;
■ мойку;
■ ручную выборку осадка;
■ протирку внутренней поверхности резервуара.
Работы выполняют в два этапа. Сначала при помощи лопаток и скребков, изготовленных из цветных материалов или неметаллических материалов, снимают слой осадка с внутренних стенок резервуара. Затем промывают его водой из брандспойта, заполняют ею до верху и оставляют на 10-12 ч, давая частичкам нефтепродукта всплыть на поверхность. Потом смесь нефтепродукта с водой сливают до тех пор, пока весь он не будет удален с поверхности. После слива всей воды проветривают резервуар, открыв для этого все люки, вручную выбирают осадок и тщательно протирают внутреннюю поверхность резервуара мешковиной или сухими деревянными опилками.
Эффективным методом очистки стенок резервуара после удаления осадка, является их пропаривание в течение 2-3 ч при полностью закрытых люках и задвижках. По окончании пропаривания их открывают, проветривают резервуар, а уже затем протирают его внутреннюю поверхность.
При механизированной зачистке используют описанную ранее моечную установку УМ-1.
Процедура полной зачистки резервуаров АЗС включает операции:
■ удаление оставшегося нефтепродукта;
■ мойку (по замкнутому циклу) на протяжении 1-2 ч;
■ принудительную дегазацию в течение 4 ч;
■ споласкивание внутренней поверхности резервуара чистой водой;
■ отбор из резервуара проб воздуха для определения наличия углеводородов в нем;
Моющий раствор |
Состав раствора |
Количество вещества на 1 т раствора, кг |
Норма расхода раствора на 1 м2 емкости, кг |
УМЭС-ТШ-1 |
Г орчица, |
2,0 |
|
хозяйственное мыло, |
6,5 |
10 |
|
каустическая сода |
4,0 |
|
|
Бентонитовая суспензия с керосином |
Бентонит, |
10,0 |
|
алюминиевые квасцы, |
1,0 |
70 |
|
керосин тракторный |
5.0 |
|
|
МБ-2 |
Препарат «РОС», |
3,5 |
|
кальцинированная сода, |
4,0 |
|
|
сульфонол, |
1,5 |
10 |
|
жидкое стекло, |
2,0 |
|
|
сернокислый магний |
3,0 |
|
Полную зачистку выполняют перед началом диагностических и ремонтных работ.
Воду для приготовления моющих растворов, используемых при зачистке резервуаров из-под бензина, керосина и дизельного топлива, нагревают до температуры 10 °С, а изпод масла — до 45-75 С. Если в процессе мойки растворы сильно не загрязняются, то их используют многократно.
Работы по зачистке резервуаров вручную проводятся с использованием средств индивидуальной защиты: шлангового противогаза ПШ-1 и ПШ-2, брезентового костюма, перчаток и резиновых сапог, спасательного пояса с веревкой.
Во время зачистки применяются осветительные приборы только во взрывобезопасном исполнении (напряжением не выше 12 В). Включение и выключение фонарей производятся вне резервуара. На месте работ должны быть медицинская аптечка и запасной комплект шлангового противогаза, а также выставлен противопожарный пост.
Работу по зачистке резервуара выполняют не менее 3 человек, из которых двое, сменяя друг друга каждые 15 мин, работают в резервуаре, а третий, наиболее опытный, обязан находиться у горловины для контроля, в готовности оказать необходимую помощь.
Вывод и утилизация продуктов зачистки резервуара согласовываются с местными органами противопожарной службы и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Компанией «Чистый мир» разработан мобильный комплекс МКО-ЮОО, предназначенный для зачистки резервуаров объемом до 20000 м3.
Технология предусматривает:
■ подачу моющего раствора на моечную машинку;
■ откачку смеси использованного раствора и углеводородов из зачищаемой емкости с помощью эжектора;
■ разделение эмульсии в коалесцентно-флотационном катионном сепараторе;
■ сбор уловленных углеводородов;
■ повторное использование моющего раствора.
Для реализации этой технологии в 20-футовом цельнометаллическом контейнере, разделенном на 4 отсека, размещены:
1) емкость для моющего раствора;
2) коалесцентно-флотационный катионный сепаратор;
3) емкость для использованного моющего раствора;
4) насосное отделение, в котором расположены электроприводные насосы для подачи моющего раствора на моечную машинку и эжекторы, обеспечивающие откачку использованного раствора, а также насосы для перекачки нефтепродуктов из емкости для сбора собранных углеводородов.
Доступ в емкости осуществляется через люки, расположенные на крыше контейнера. Коалесцентно-флотационный катионный сепаратор расположен между емкостью для моющего раствора и насосным отделением.
В качестве моющего раствора используется смесь горячей воды с техническими моющими средствами (PEMOJI, Вега, БОК, О-БИС и др.). Моющий раствор, нагретый до 15-60 °С, подается насосами с расходом 28 м3/ч под давлением 1 МПа. Принудительная дегазация осуществляется с помощью роторной газодувки, имеющей производительность 60 м3/ч.
Достоинствами разработанной технологии являются:
■ многократное использование моющего раствора;
■ относительно низкий расход электроэнергии и воды;
■ быстрота выполнения работ;
■ сохранение качества извлеченных углеводородов;
■ экологическая и пожарная безопасность.
Эксплуатация ТРК
Особенностью эксплуатации ТРК являются высокие требования к точности учета топлива (погрешность не более ±0,25% по объему) и большая загруженность (в среднем около 1000 тонн в год на одну колонку).
В соответствии с «Правилами технической эксплуатации АЗС» ТРК отечественного и импортного производства должны иметь сертификат об утверждении типа средств измерений и номер государственного реестра средств измерений. Эти сведения указываются производителем в паспорте колонки.
ТРК подлежат обязательной государственной поверке: первичной — при выпуске с производства или после ремонта и периодической — в процессе эксплуатации. При положительных результатах поверки колонка пломбируется государственным поверителем.
На ТРК наносятся: порядковый номер колонок (либо сторон колонок), а также марка выдаваемого нефтепродукта. В случае технической неисправности, отсутствия нефтепродукта или других подобных случаях на ТРК вывешивается табличка с соответствующей надписью («Ремонт», «Техническое обслуживание» и т.п.). Во избежание повреждения раздаточного крана запрещается закручивать раздаточный шланг вокруг колонки.
Не допускается работа ТРК в следующих случаях:
■ при погрешности измерения объема отпущенного топлива, превышающей установленную в описании типа данного средства измерений;
■ при отсутствии или с нарушенными пломбами госповерителя;
■ с нарушениями конструкции колонки;
■ с техническими неисправностями или отступлениями от правил технической эксплуатации, определенных завод ом. изготовителем.
Обеспечение работоспособности ТРК и МРК достигается сочетанием их регулярных осмотров и обслуживания. При внешнем осмотре колонок проверяют:
■ герметичность всех соединений внутри корпуса колонки, раздаточных рукавов, клапанов, кранов и фланцевых соединений;
■ натяжение ремня, соединяющего шкивы электродвигателя и насоса;
■ фиксацию раздаточного клапана в открытом положении и его закрытие;
■ правильность сопряжения валов электродвигателя и насоса;
■ свободное вращение насоса вручную и отсутствие стука;
■ наличие смазки в подшипниках;
■ крепление электродвигателя к корпусу колонки;
■ правильность подключения всех выводов электродвигателя к сети и надежность контактов соединительных проводов;
■ заземление электродвигателя и раздаточного рукава с краном.
Колонка должна работать с постоянно заполненным раздаточным рукавом. При неработающей колонке отсечной клапан раздаточного крана не должен допускать течи и даже капель. Не допускается работа колонки при закрытом раздаточном кране более 3 минут, поскольку это ведет к перегреву электродвигателя и выходу его из строя.
Обслуживание бывает профилактическим и сезонным. Профилактическое обслуживание включает:
■ очистку фильтров, колонок и замену сеток: один раз в неделю следует промывать сетки фильтра, а при снижении производительности — чаще;
■ проверку работы насоса на производительность, крепление, отсутствие подтеканий, исправность лопаток и подшипников, соединение с электродвигателем;
■ проверку работы газоотделителя: замена поплавков и устранение течи в соединениях;
■ проверку и чистку счетчика: замена манжет и прокладок при потере точности отпускаемых доз, очистка гильз от смолистых отложений, промывка внутренней полости бензином;
■ проверку работы раздаточных рукава и крана: срабатывание ручного клапана, герметичность сальника, целостность заземления;
■ проверку индикатора: прозрачность стекла, отсутствие течи;
■ проверку работы электродвигателя: заземление, центровка с валом насоса, натяжение ремня, отсутствие пыли и грязи, смазка подшипников (должна заменяться через 2000-4000 ч работы или 1 500 000 л отпущенного топлива, но не реже одного раза в год);
■ проверку состояния пломбировки узлов колонки представителем Госстандарта.
Сезонное обслуживание (два раза в год) колонок предусматривает все виды работ по ежедневному и профилактическому обслуживанию, а также:
■ разборку и очистку всех коммуникаций;
■ окраску внутренних коммуникаций и наружной облицовки;
■ исправление помятости корпуса, подгонку передних и боковых стенок, а также крышки;
Возможные неисправности ТРК и методы их устранения
Неисправность |
Вероятная причина |
Методы устранения |
Примечание: |
Насос колонки не подает топливо |
Неисправен приемный клапан |
Разобрать клапан и устранить поломку |
Перед установлением причины неисправности убедиться, что вал насоса вращается по часовой стрелке (если смотреть со стороны шкива) |
Нарушена герметичность всасывающей системы |
Устранить негерметичность и опрессовать всасывающий трубопровод |
||
Не открывается обратный клапан на входе в фильтр грубой очистки |
Снять клапан, промыть и при необходимости притереть |
||
Зависли лопатки в пазах ротора вследствие засорения пазов или разбухания лопаток |
Снять крышку насоса, промыть пазы ротора, заменить лопатки |
||
Расход колонки ниже номинального, из поплавковой камеры наблюдается течь топлива |
Засорен фильтр колонки |
Промыть сетки фильтра, заменить фильтрующие элементы фильтра или газоотделителя |
О засорении фильтра свидетельствует гул низкого тона, вызванный кавитацией |
Ослабла пружина пропускного клапана |
Отрегулировать клапан |
|
|
Частично зависли пластинки ротора насоса |
Снять крышку насоса, промыть пазы ротора, заменить лопатки |
При зависании лопаток слышен резкий стук в насосе и наблюдается вибрация колонки |
|
После продолжительного простоя колонки расход топлива резко уменьшился или колонка не подает топливо и греется электродвигатель |
Вследствие попадания воды в топливо разбухли и зависли лопатки насоса в пазах ротора |
Снять крышку насоса, заменить лопатки |
После просушки при температуре 20-40 °С в течение 812 ч разбухшие лопатки восстанавливаются в размерах |
В индикаторе наблюдается наличие пузырьков воздуха в топливе |
Нарушена герметичность всасывающей системы |
Определить место и устранить негерметичность |
|
Не работает система газоотделения |
Снять трубку, отводящую газы из газоотделителя в поплавковую камеру, и мягкой проволокой прочистить жиклер |
Засорен жиклер газоотделителя |
|
Неплотное прилегание иглы поплавка к седлу поплавковой камеры |
Вынуть поплавок из поплавковой камеры и устранить причину неплотного прилегания иглы к седлу |
|
|
Погрешность колонки превышает допустимую величину |
Нарушена регулировка (юстировка) измерителя объема |
Отрегулировать (отъюстировать) измеритель объема. Если регулировка не дает результата, заменить кожаные манжеты, притереть золотник |
Регулировку производить равномерно, двумя или четырьмя котировочными винтами |
Не работает система газоотделения |
Снять трубку, отводящую газы из газоотделителя в поплавковую камеру, и мягкой проволокой прочистить жиклер |
|
|
Шум в подшипниках насоса или электродвигателя |
Подшипники изношены |
Заменить подшипники |
|
Подшипники загрязнены |
Промыть и смазать подшипники |
||
Греется электродвигатель |
Напряжение в сети ниже допустимого. |
Выяснить причину падения напряжения и устранить её. |
|
|
Заедание подшипников насоса вследствие загрязнения и разрушения |
Промыть и смазать подшипники насоса или заменить их |
|
Подтекает топливо из закрытого раздаточного крана |
Заедание штока раздаточного крана |
Разобрать кран, устранить причину заедания |
|
Засорился клапан раздаточного крана |
Разобрать кран, очистить тарелку клапана |
В процессе эксплуатации технологических трубопроводов АЗС необходимо:
■ не допускать повышения давления сверх установленного проектом;
■ открывать и закрывать задвижки на трубопроводах с помощью маховиков или специальных ключей, не применяя каких-либо дополнительных рычагов;
■ во избежание размораживания следить, чтобы в трубопровод не попала вода.
При ежедневных осмотрах особое внимание следует уделять контролю за герметичностью трубопроводов и арматуры, особенно в местах соединений. Утечки топлива и отпотины должны немедленно устраняться:
■ постановкой аварийных муфт и хомутов;
■ ремонтом трубопровода (с помощью пластмасс на основе эпоксидных смол, безогневой сварки т.п.);
■ подтягиванием болтов или заменой прокладок во фланцевых соединениях;
■ добавлением и заменой сальниковых набивок;
■ сваркой.
Последние две операции выполняются с предварительным освобождением трубопровода от горючего.
Кроме того, в состав работ по техническому обслуживанию трубопроводов АЗС входят их регулярный внешний осмотр и проверка крепления труб в технологических шахтах, очистка и окраска арматуры, замена фильтрующих элементов, очистка и продувка огнепреградителей (по мере необходимости).
Не реже одного раза в пять лет технологические трубопроводы подвергают испытаниям на герметичность. Эту операцию рекомендуется совмещать с зачисткой резервуаров. Трубопровод, не выдержавший испытаний на герметичность, подлежит замене.
После монтажа или после ремонта технологические трубопроводы подвергаются испытаниям на герметичность и прочность.
Трубопроводы системы деаэрации один раз в год должны продуваться воздухом с целью очистки их внутренней поверхности от отложений.
При техническом обслуживании запорной арматуры контролируется отсутствие утечки топлива через сальниковые уплотнения, состояние соединительных фланцев и прокладок, наличие полного комплекта болтов, гаек и шпилек, целостность маховиков и надежность крепления. В случае затрудненного хода шпинделя запорной арматуры и потери герметичности сальникового уплотнения набивка должна заменяться или уплотняться при соблюдении мер безопасности. Неисправная и негерметичная арматура подлежит внеочередному ремонту или замене.