Обратная связь

Эксплуатация основного оборудования АЗС

Эксплуатация резервуаров

На каждый резервуар составляются технический паспорт установленного образца и градуировочная таблица, ведутся журнал учета ремонта оборудования (текущего обслуживания), технологические карты на замену оборудования, акты по техническому обслуживанию и ремонту.

Последние три документа прилагаются к техническому паспорту, в котором также указываются:

■ номер резервуара по технологической схеме;

■ инвентарный номер резервуара;

■ номинальная вместимость резервуара;

■ высотный трафарет (базовая высота);

■ марка хранимого нефтепродукта;

■ способ размещения (наземный или подземный);

■ форма резервуара (РГС, РВС, прямоугольный и т.д.);

■ форма днищ резервуара (плоские, сферические, конусные и т.д.);

■ вес резервуара;

■ геометрические размеры -(длина, диаметр, толщина стенки и т.д.).

Резервуар должен иметь табличку с указанием его номера, марки хранимого продукта, максимального уровня наполнения и высотного трафарета. Последняя величина измеряется ежегодно в летний период, а также после выполнения ремонтных работ. Результат измерений оформляется актом, который прикладывается к градуировочной таблице резервуара.

На каждую секцию многосекционного резервуара распространяются требования, как на отдельный резервуар.

Гидравлические испытания резервуаров (вновь введенных, реконструированных, отремонтированных) проводятся путем их полного заполнения водой с выдержкой в заполненном состоянии в течение 72 ч и контроля уровня.

Для поддержания резервуаров в работоспособном состоянии и предотвращения аварий проводятся следующие плановые работы:

■ осмотр и техническое обслуживание;

■ профилактическое обслуживание;

■ контроль за отсутствием утечек;

■ зачистка от воды, грязи и ржавчины.

Сроки осмотра резервуаров и их оборудования

Объект осмотра

Сроки осмотра

Люк замерный

Каждый раз при пользовании, но не реже одного раза в месяц

Дыхательный клапан

В соответствии с инструкцией заводаизготовителя, но не реже двух раз в месяц в теплое время года, и не реже одного раза в неделю при температуре наружного воздуха ниже нуля

Огневой предохранитель

Не реже одного раза в месяц при положительной температуре наружного воздуха, и не реже двух раз в месяц при температуре ниже нуля

Прибор для замера уровня

В соответствии с инструкцией заводаизготовителя, но не реже одного раза в месяц

Заземляющее устройство

Не реже одного раза в месяц

Сливной фильтр

Не реже одного раза в месяц

Всасывающий клапан

Не реже одного раза в месяц

Прокладка крышки горловины

Два раза в год

Изоляция резервуара

Один раз в три года

Предотвращение утечек нефтепродуктов из резервуаров обеспечивается постоянным и периодическим контролем их герметичности.

Для наземных резервуаров постоянный контроль за отсутствием утечек осуществляется путем визуальных осмотров.

Контроль за герметичностью подземных одностенных резервуаров производится путем непрерывного наблюдения за появлением нефтепродукта в наиболее низкой части пространства, образуемого стенками резервуаров и оболочек, в которых они находятся.

Постоянный контроль герметичности межстенного пространства двустенных резервуаров производится путем непрерывного автоматического контроля: либо уровня жидкости в нем (например, с помощью датчика — сигнализатора уровня жидкости в расширительном бачке), либо избыточного давления газа в межстенном пространстве (с помощью соответствующего датчика — сигнализатора давления). При разгерметизации системы срабатывает световая и звуковая сигнализация, и наполнение резервуара автоматически прекращается.

Периодический контроль герметичности одностенных резервуаров осуществляется наблюдением за падением уровня топлива в них в период длительного хранения (когда операции приема и выдачи топлива не производятся в течение 3 ч и более). Можно производить периодические пневматические испытания резервуаров, опорожненных от топлива. Для этого в них инертным газом создают избыточное давление, не превышающее 0,025 МПа и наблюдают за его сохранением в течение 30 мин.

Для периодического контроля герметичности двустенного резервуара производится создание избыточного давления инертным газом в межстенном пространстве. Так как его объем значительно меньше, чем резервуара, то данным методом можно зафиксировать более мелкие утечки.

В соответствии с требованиями государственных стандартов предусмотрена зачистка резервуаров следующей периодичности:

■ для масел с присадками — не реже одного раза в год;

■ для остальных масел, автобензинов и дизельных топлив — не реже одного раза в два года.

Как и на нефтебазах, зачистку резервуаров АЗС производят:

■ при их ремонте и диагностике;

■ перед калибровкой резервуаров;

■ при смене марки хранимого нефтепродукта;

■ по мере необходимости.

Используемые методы зачистки:

■ ручной, когда все технологические операции выполняют без использования каких-либо механизированных средств;

■ механизированный, когда при зачистке используют насосы с пневмоприводом, механические щетки и т.д.;

■ комбинированный, предусматривающий сочетание ручного и механизированного методов.

Как правило, применяют последний метод.

Различают частичную и полную зачистку резервуаров. Частичная зачистка включает следующие операции:

■ удаление оставшегося нефтепродукта;

■ мойку;

■ ручную выборку осадка;

■ протирку внутренней поверхности резервуара.

Работы выполняют в два этапа. Сначала при помощи лопаток и скребков, изготовленных из цветных материалов или неметаллических материалов, снимают слой осадка с внутренних стенок резервуара. Затем промывают его водой из брандспойта, заполняют ею до верху и оставляют на 10-12 ч, давая частичкам нефтепродукта всплыть на поверхность. Потом смесь нефтепродукта с водой сливают до тех пор, пока весь он не будет удален с поверхности. После слива всей воды проветривают резервуар, открыв для этого все люки, вручную выбирают осадок и тщательно протирают внутреннюю поверхность резервуара мешковиной или сухими деревянными опилками.

Эффективным методом очистки стенок резервуара после удаления осадка, является их пропаривание в течение 2-3 ч при полностью закрытых люках и задвижках. По окончании пропаривания их открывают, проветривают резервуар, а уже затем протирают его внутреннюю поверхность.

При механизированной зачистке используют описанную ранее моечную установку УМ-1.

Процедура полной зачистки резервуаров АЗС включает операции:

■ удаление оставшегося нефтепродукта;

■ мойку (по замкнутому циклу) на протяжении 1-2 ч;

■ принудительную дегазацию в течение 4 ч;

■ споласкивание внутренней поверхности резервуара чистой водой;

■ отбор из резервуара проб воздуха для определения наличия углеводородов в нем;

■ ручную выборку следов осадка.
Составы моющих растворов

Моющий

раствор

Состав раствора

Количество вещества на 1 т раствора, кг

Норма расхода раствора на 1 м2 емкости, кг

УМЭС-ТШ-1

Г орчица,

2,0

хозяйственное мыло,

6,5

10

каустическая сода

4,0

Бентонитовая

суспензия с

керосином

Бентонит,

10,0

алюминиевые квасцы,

1,0

70

керосин тракторный

5.0

МБ-2

Препарат «РОС»,

3,5

кальцинированная сода,

4,0

сульфонол,

1,5

10

жидкое стекло,

2,0

сернокислый магний

3,0

Полную зачистку выполняют перед началом диагностических и ремонтных работ.

Воду для приготовления моющих растворов, используемых при зачистке резервуаров из-под бензина, керосина и дизельного топлива, нагревают до температуры 10 °С, а изпод масла — до 45-75 С. Если в процессе мойки растворы сильно не загрязняются, то их используют многократно.

Работы по зачистке резервуаров вручную проводятся с использованием средств индивидуальной защиты: шлангового противогаза ПШ-1 и ПШ-2, брезентового костюма, перчаток и резиновых сапог, спасательного пояса с веревкой.

Во время зачистки применяются осветительные приборы только во взрывобезопасном исполнении (напряжением не выше 12 В). Включение и выключение фонарей производятся вне резервуара. На месте работ должны быть медицинская аптечка и запасной комплект шлангового противогаза, а также выставлен противопожарный пост.

Работу по зачистке резервуара выполняют не менее 3 человек, из которых двое, сменяя друг друга каждые 15 мин, работают в резервуаре, а третий, наиболее опытный, обязан находиться у горловины для контроля, в готовности оказать необходимую помощь.

Вывод и утилизация продуктов зачистки резервуара согласовываются с местными органами противопожарной службы и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Компанией «Чистый мир» разработан мобильный комплекс МКО-ЮОО, предназначенный для зачистки резервуаров объемом до 20000 м3.

Технология предусматривает:

■ подачу моющего раствора на моечную машинку;

■ откачку смеси использованного раствора и углеводородов из зачищаемой емкости с помощью эжектора;

■ разделение эмульсии в коалесцентно-флотационном катионном сепараторе;

■ сбор уловленных углеводородов;

■ повторное использование моющего раствора.

Для реализации этой технологии в 20-футовом цельнометаллическом контейнере, разделенном на 4 отсека, размещены:

1) емкость для моющего раствора;

2) коалесцентно-флотационный катионный сепаратор;

3) емкость для использованного моющего раствора;

4) насосное отделение, в котором расположены электроприводные насосы для подачи моющего раствора на моечную машинку и эжекторы, обеспечивающие откачку использованного раствора, а также насосы для перекачки нефтепродуктов из емкости для сбора собранных углеводородов.

Доступ в емкости осуществляется через люки, расположенные на крыше контейнера. Коалесцентно-флотационный катионный сепаратор расположен между емкостью для моющего раствора и насосным отделением.

В качестве моющего раствора используется смесь горячей воды с техническими моющими средствами (PEMOJI, Вега, БОК, О-БИС и др.). Моющий раствор, нагретый до 15-60 °С, подается насосами с расходом 28 м3/ч под давлением 1 МПа. Принудительная дегазация осуществляется с помощью роторной газодувки, имеющей производительность 60 м3/ч.

Достоинствами разработанной технологии являются:

■ многократное использование моющего раствора;

■ относительно низкий расход электроэнергии и воды;

■ быстрота выполнения работ;

■ сохранение качества извлеченных углеводородов;

■ экологическая и пожарная безопасность.

Эксплуатация ТРК

Особенностью эксплуатации ТРК являются высокие требования к точности учета топлива (погрешность не более ±0,25% по объему) и большая загруженность (в среднем около 1000 тонн в год на одну колонку).

В соответствии с «Правилами технической эксплуатации АЗС» ТРК отечественного и импортного производства должны иметь сертификат об утверждении типа средств измерений и номер государственного реестра средств измерений. Эти сведения указываются производителем в паспорте колонки.

ТРК подлежат обязательной государственной поверке: первичной — при выпуске с производства или после ремонта и периодической — в процессе эксплуатации. При положительных результатах поверки колонка пломбируется государственным поверителем.

На ТРК наносятся: порядковый номер колонок (либо сторон колонок), а также марка выдаваемого нефтепродукта. В случае технической неисправности, отсутствия нефтепродукта или других подобных случаях на ТРК вывешивается табличка с соответствующей надписью («Ремонт», «Техническое обслуживание» и т.п.). Во избежание повреждения раздаточного крана запрещается закручивать раздаточный шланг вокруг колонки.

Не допускается работа ТРК в следующих случаях:

■ при погрешности измерения объема отпущенного топлива, превышающей установленную в описании типа данного средства измерений;

■ при отсутствии или с нарушенными пломбами госповерителя;

■ с нарушениями конструкции колонки;

■ с техническими неисправностями или отступлениями от правил технической эксплуатации, определенных завод ом. изготовителем.

Обеспечение работоспособности ТРК и МРК достигается сочетанием их регулярных осмотров и обслуживания. При внешнем осмотре колонок проверяют:

■ герметичность всех соединений внутри корпуса колонки, раздаточных рукавов, клапанов, кранов и фланцевых соединений;

■ натяжение ремня, соединяющего шкивы электродвигателя и насоса;

■ фиксацию раздаточного клапана в открытом положении и его закрытие;

■ правильность сопряжения валов электродвигателя и насоса;

■ свободное вращение насоса вручную и отсутствие стука;

■ наличие смазки в подшипниках;

■ крепление электродвигателя к корпусу колонки;

■ правильность подключения всех выводов электродвигателя к сети и надежность контактов соединительных проводов;

■ заземление электродвигателя и раздаточного рукава с краном.

Колонка должна работать с постоянно заполненным раздаточным рукавом. При неработающей колонке отсечной клапан раздаточного крана не должен допускать течи и даже капель. Не допускается работа колонки при закрытом раздаточном кране более 3 минут, поскольку это ведет к перегреву электродвигателя и выходу его из строя.

Обслуживание бывает профилактическим и сезонным. Профилактическое обслуживание включает:

■ очистку фильтров, колонок и замену сеток: один раз в неделю следует промывать сетки фильтра, а при снижении производительности — чаще;

■ проверку работы насоса на производительность, крепление, отсутствие подтеканий, исправность лопаток и подшипников, соединение с электродвигателем;

■ проверку работы газоотделителя: замена поплавков и устранение течи в соединениях;

■ проверку и чистку счетчика: замена манжет и прокладок при потере точности отпускаемых доз, очистка гильз от смолистых отложений, промывка внутренней полости бензином;

■ проверку работы раздаточных рукава и крана: срабатывание ручного клапана, герметичность сальника, целостность заземления;

■ проверку индикатора: прозрачность стекла, отсутствие течи;

■ проверку работы электродвигателя: заземление, центровка с валом насоса, натяжение ремня, отсутствие пыли и грязи, смазка подшипников (должна заменяться через 2000-4000 ч работы или 1 500 000 л отпущенного топлива, но не реже одного раза в год);

■ проверку состояния пломбировки узлов колонки представителем Госстандарта.

Сезонное обслуживание (два раза в год) колонок предусматривает все виды работ по ежедневному и профилактическому обслуживанию, а также:

■ разборку и очистку всех коммуникаций;

■ окраску внутренних коммуникаций и наружной облицовки;

■ исправление помятости корпуса, подгонку передних и боковых стенок, а также крышки;

Возможные неисправности ТРК и методы их устранения

Неисправность

Вероятная причина

Методы устранения

Примечание:

Насос колонки не подает топливо

Неисправен приемный клапан

Разобрать клапан и устранить поломку

Перед установлением причины неисправности убедиться, что вал насоса вращается по часовой стрелке (если смотреть со стороны шкива)

Нарушена герметичность всасывающей системы

Устранить негерметичность и опрессовать всасывающий трубопровод

Не открывается обратный клапан на входе в фильтр грубой очистки

Снять клапан, промыть и при необходимости притереть

Зависли лопатки в пазах ротора вследствие засорения пазов или разбухания лопаток

Снять крышку насоса, промыть пазы ротора, заменить лопатки

Расход колонки ниже номинального, из поплавковой камеры наблюдается течь топлива

Засорен фильтр колонки

Промыть сетки фильтра, заменить фильтрующие элементы фильтра или газоотделителя

О засорении фильтра свидетельствует гул низкого тона, вызванный кавитацией

Ослабла пружина пропускного клапана

Отрегулировать клапан

Частично зависли пластинки ротора насоса

Снять крышку насоса, промыть пазы ротора, заменить лопатки

При зависании лопаток слышен резкий стук в насосе и наблюдается вибрация колонки

После продолжительного простоя колонки расход топлива резко уменьшился или колонка не подает топливо и греется электродвигатель

Вследствие попадания воды в топливо разбухли и зависли лопатки насоса в пазах ротора

Снять крышку насоса, заменить лопатки

После просушки при температуре 20-40 °С в течение 812 ч разбухшие лопатки восстанавливаются в размерах

В индикаторе наблюдается наличие пузырьков воздуха в топливе

Нарушена герметичность всасывающей системы

Определить место и устранить негерметичность

Не работает система газоотделения

Снять трубку, отводящую газы из газоотделителя в поплавковую камеру, и мягкой проволокой прочистить жиклер

Засорен жиклер газоотделителя

Неплотное прилегание иглы поплавка к седлу поплавковой камеры

Вынуть поплавок из поплавковой камеры и устранить причину неплотного прилегания иглы к седлу

Погрешность колонки превышает допустимую величину

Нарушена регулировка (юстировка) измерителя объема

Отрегулировать (отъюстировать) измеритель объема.

Если регулировка не дает результата, заменить кожаные манжеты, притереть золотник

Регулировку производить равномерно, двумя или четырьмя котировочными винтами

Не работает система газоотделения

Снять трубку, отводящую газы из газоотделителя в поплавковую камеру, и мягкой проволокой прочистить жиклер

Шум в подшипниках насоса или электродвигателя

Подшипники изношены

Заменить подшипники

Подшипники загрязнены

Промыть и смазать подшипники

Греется электродвигатель

Напряжение в сети ниже допустимого.

Выяснить причину падения напряжения и устранить её.

Заедание подшипников насоса вследствие загрязнения и разрушения

Промыть и смазать подшипники насоса или заменить их

Подтекает топливо из закрытого раздаточного крана

Заедание штока раздаточного крана

Разобрать кран, устранить причину заедания

Засорился клапан раздаточного крана

Разобрать кран, очистить тарелку клапана

В процессе эксплуатации технологических трубопроводов АЗС необходимо:

■ не допускать повышения давления сверх установленного проектом;

■ открывать и закрывать задвижки на трубопроводах с помощью маховиков или специальных ключей, не применяя каких-либо дополнительных рычагов;

■ во избежание размораживания следить, чтобы в трубопровод не попала вода.

При ежедневных осмотрах особое внимание следует уделять контролю за герметичностью трубопроводов и арматуры, особенно в местах соединений. Утечки топлива и отпотины должны немедленно устраняться:

■ постановкой аварийных муфт и хомутов;

■ ремонтом трубопровода (с помощью пластмасс на основе эпоксидных смол, безогневой сварки т.п.);

■ подтягиванием болтов или заменой прокладок во фланцевых соединениях;

■ добавлением и заменой сальниковых набивок;

■ сваркой.

Последние две операции выполняются с предварительным освобождением трубопровода от горючего.

Кроме того, в состав работ по техническому обслуживанию трубопроводов АЗС входят их регулярный внешний осмотр и проверка крепления труб в технологических шахтах, очистка и окраска арматуры, замена фильтрующих элементов, очистка и продувка огнепреградителей (по мере необходимости).

Не реже одного раза в пять лет технологические трубопроводы подвергают испытаниям на герметичность. Эту операцию рекомендуется совмещать с зачисткой резервуаров. Трубопровод, не выдержавший испытаний на герметичность, подлежит замене.

После монтажа или после ремонта технологические трубопроводы подвергаются испытаниям на герметичность и прочность.

Трубопроводы системы деаэрации один раз в год должны продуваться воздухом с целью очистки их внутренней поверхности от отложений.

При техническом обслуживании запорной арматуры контролируется отсутствие утечки топлива через сальниковые уплотнения, состояние соединительных фланцев и прокладок, наличие полного комплекта болтов, гаек и шпилек, целостность маховиков и надежность крепления. В случае затрудненного хода шпинделя запорной арматуры и потери герметичности сальникового уплотнения набивка должна заменяться или уплотняться при соблюдении мер безопасности. Неисправная и негерметичная арматура подлежит внеочередному ремонту или замене.

Рейтинг@Mail.ru